Пример для неподражания
Общество не должно мириться с пренебрежительным отношением парламентариев к КонституцииПостыдное зрелище: в минувшую пятницу депутаты фракций Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко преодолевали в парламенте вето Президента на Закон «О выборах президента Украины» в пустом зале. Если в зале было хоть 100 нардепов, то это хорошо. А табло высвечивало при преодолении вето цифры более 300 голосов. Остается загадкой, каким образом те все же присутствовавшие в зале немногочисленные парламентарии успевали нажимать кнопки за других, карточки которых получили и предварительно вставили в гнезда. Если, конечно, не предположить, что система «Рада» была перенастроена определенным образом. Потому что даже бегания по рядам, без которого в таких случаях не обойтись, не замечалось.
Следовательно, перед всей Украиной депутаты ВР от ПР и БЮТ, которым народ доверил принимать законы, цинично нарушали Основной Закон страны. Частью третьей статьи 84 Конституции Украины четко устанавливается (цитируем) «голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично». Данное положение усилено решением Конституционного Суда Украины №11-рп/98 от 7 июля 1998 года, в котором отмечается: «...народный депутат Украины не имеет права голосовать за других народных депутатов Украины на заседаниях Верховной Рады Украины. Нарушение установленной Конституцией Украины процедуры принятия законов и других правовых актов Верховной Радой Украины является основанием для признания их неконституционными (часть первая статьи 152 Конституции Украины)».
Житомирский адвокат Елена Тарнавская по этому поводу высказалась в том духе, что подобное поведение большинства нардепов имеет ужасные последствия для правосудия, поскольку чего можно требовать от других звеньев государственной правоохранительной системы, если представители высшего законодательного органа страны привселюдно пренебрегают основными конституционными нормами?
Автор хорошо помнит, что практика голосования «за того парня» сложилась давно. Обычно наиболее недисциплинированные депутаты оправдывают ее необходимостью отъездов в командировку или присутствия в других городах. И не краснея, признают, что таким образом фактически пренебрегают Конституцией. Предыдущий спикер ВР Арсений Яценюк пытался ввести в более-менее законное русло голосование в парламенте, ввел предварительную регистрацию депутатов перед пленарными заседаниями — те должны лично показаться на глаза регистраторов и предъявить удостоверение. И что? Одна из наиболее активных регионалок Инна Богословская без признаков наименьшего стыда начала заявлять, что ее карточка голосовала потому, что она зашла в зал уже после начала заседания. Напомним, Яценюк пытался также ввести телевизуальную систему идентификации парламентариев в момент голосования на рабочем месте. Но монтаж ее сначала успешно затормозили, а потом большинство народных депутатов отправило в отставку инициатора нововведения.
Что дальше? Очевидно, так больше продолжаться не может. Аморально незаконными методами принимать решения, и не только парламента. Призываю коллег поднять свой голос против депутатского своеволия, против презрения к народу, которому большинство его избранников воочию демонстрирует, что законы пишутся не для «верхушки». Президент имеет все основания для обращения в Конституционный Суд, и не только по причинам содержательного плана, но и учитывая вопиющее нарушение любых норм принятия законов или других актов нормативного характера. В данной связи бросается в глаза пассивность (а возможно заангажированность) главы Верховной Рады Владимира Литвина, который, председательствуя на заседании, фактически освятил незаконное принятие решений. И он не имеет ни морального, ни юридического права подписывать соответствующие постановления ВР о преодолении президентского вето, принятые 20 августа нынешнего года.
А что касается содержательной части закона, вето на который было преодолено, то автор хочет особенно указать на норму, которая запрещает участие в избирательных комиссиях на определенных территориях граждан, проживающих в других областях или местностях. Это, безусловно, неприкрытая попытка не допустить в эти комиссии людей из других регионов. А для местных жителей, особенно на Востоке Украины, региональная власть может найти более чем достаточно рычагов влияния — и денежных, и силовых, включая запугивание,— чтобы принуждать их к «рисованию» выгодных ей результатов.
Выпуск газеты №:
№149, (2009)Section
День Украины