Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Приоритеты бюджетного сокращения

18 января, 00:00

Интересно, что еще в ноябре прошлого года Минфин направил соответствующие расчетные таблицы центральным органам исполнительной власти для предоставления предложений по сокращению численности работников подведомственных бюджетных отраслей. Однако вместо предложений министерства направили обоснование нецелесообразности данного шага, так как, во-первых, они укладываются в пределы выделенных им бюджетных ассигнований, а во-вторых, учитывая уже существующий дефицит кадров в некоторых бюджетных отраслях, дальнейшее сокращение скажется на качестве выполнения поставленных задач. Сейчас же правительство решило применить власть, предупредив, что отсутствие предложений относительно проекта постановления будет равнозначно согласию. Такую жесткую позицию правительства можно объяснить ожидаемым возобновлением сотрудничества с МВФ и необходимостью выполнения условий меморандума о сотрудничестве между КМ Украины и МВФ, одним из пунктов которого является сокращение численности работников бюджетной сферы.

Можно было ожидать, что, разрабатывая проект постановления, Минфин проанализирует положение дел в бюджетной сфере — в первую очередь, соответствие численности средствам, выделенным в госбюджете-2001, и достаточность специалистов в таких отраслях, как образование и медицина, а также выработает прозрачные критерии для определения объемов сокращения. Но знакомство с проектом постановления свидетельствует об обратном. Всего планируется сократить в 2001 году почти 200 тысяч должностей. Причем на этот раз «прикрыться» существующими вакансиями не удастся — сокращать в рамках плана нужно фактически занятые должности. Еще более интересными являются задачи по сокращению в разрезе бюджетных отраслей. Общеизвестно, что за годы независимости больше всего разросся управленческий аппарат, так что, по-видимому, в первую очередь потребуется именно его сокращение. Но приведенные в проекте цифры свидетельствуют об обратном. Наибольшие задания по сокращению получили: образование и наука — 36 тыс., аграрии — почти 10,5 тыс., медики — 9750, НАН Украины — 4,5 тыс., экологи — 2325, культура —1350 штатных единиц. Отдельной строкой выделен Киевский национальный университет им. Т.Шевченко, перед которым поставлена задача сократить 675 работников. В то же время налоговики, численность которых уже достигла почти 60 тысяч, должны сократить всего лишь 150 должностей — столько же, сколько бюджетные учреждения, подчиненные Минфину и Минюсту.

Таким образом, правительство в очередной раз определило приоритеты, доказав, что все разговоры об административной реформе остаются разговорами. Возникает также вопрос: а как же быть с приоритетным развитием науки, образования и национальной культуры, как это определено в программе деятельности правительства?

С просьбой прокомментировать проект постановления корреспондент «Дня» обратился к руководителю правовой инспекции труда, заместителю председателя ЦК профсоюза работников НАН Украины Евгению МЕРКУЛОВУ:

— Было большое желание прокомментировать постановление Кабмина о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 января этого года, — сказал Евгений Игоревич, — но приходится комментировать сокращение численности этих работников. Что касается НАН Украины, то проект данного постановления не учитывает предусмотренного в госбюджете на этот год объема финансирования академии. Так, фонд оплаты труда, утвержденный на 2001 год для НАНУ, в 1,6 раза больше, чем в прошлом году, академические институты не имеют задолженности по заработной плате. Как видите, нет никаких оснований для сокращения почти седьмой части ученых НАНУ, поэтому президиум НАНУ не дал ни единого предложения насчет сокращения численного состава академии. Более того, есть предложения насчет существенного увеличения заработной платы работникам НАНУ согласно указу Президента и в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Но, несмотря на наличие средств, Минфин возражает.

Кроме того, во всех демократических странах вопрос занятости и оплаты труда согласовывается между работодателями и профсоюзами еще на стадии подготовки решения. У нас действует также Генеральное соглашение между Кабинетом Министров, Конфедерацией работодателей и профсоюзными объединениями Украины, предусматривающее предыдущие консультации и согласования нормативно-правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений. Действует также Совет социального партнерства при Президенте Украины. Но как бы там ни было, проект этого постановления с профсоюзами не обсуждался и не согласовывался. И, наконец, хочу напомнить всем, кто имел отношение к подготовке проекта постановления, изречение Президента Украины: «Страна без науки — страна без будущего». После утверждения госбюджета на 2001 год ученым НАНУ показалось, что отношение государства к главному научному учреждению страны улучшилось, но сам проект наводит на размышления по этому поводу, — подытожил Е. Меркулов.

Так что остается непонятным, из чего именно исходил Минфин, готовя проект постановления? Не было ли это сделано с тем, чтобы лишний раз продемонстрировать свое «реформаторство»? Если постановление все же будет принято, то дефицит учителей и медицинских работников станет еще более ощутимым, наука, которая и так сократилась вдвое по сравнению с 1991 годом, войдет в состояние, когда уменьшение количества ученых перейдет в снижение качества исследований и разработок, а о возрождении украинской культуры останется только мечтать и дискутировать на страницах газет. А что произойдет с аграрным сектором и какой будет наша экология? Становится очевидным, что правительству отечественные образование, наука, медицина и культура нужны ровно настолько, насколько их можно использовать для псевдореформаторских упражнений, состоящих в перманентном сокращении бюджетных ассигнований и численности работающих. А это уже психология «временщиков», не задумывающихся о завтрашнем дне.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать