Призраки из прошлого
Соскучились по «сильной руке»? Сходите в театр...![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090619/4104-2-3.jpg)
Это наша жизнь вчера, и, возможно, завтра. Так можно одной фразой охарактеризовать спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», показанный московским театром «Современник» на гастролях в Киеве. Сегодня, когда в Украине грядут очередные выборы и стали раздаваться призывы, что нам, дескать, нужна «сильная рука и сильная власть», эта постановка может служить предупреждением — чем может обернуться вытягивание из музейной пыли старых, окропленных кровью миллионов людей знамен советской эпохи. Жестко, без сантиментов говорят актеры со зрителями о прошлом и бьют в набат, ведь призрак диктатора уже навис над некоторыми из постсоветских стран...
«Сон Гафта» — фантасмагория в стихах. Этот спектакль создала команда талантливых и небезразличных людей (режиссер Роман Виктюк, сценография Владимира Боера, музыкальное оформление Дмитрия Креминского). Текст написал Валентин Гафт, он же исполняет ключевую роль «вождя народов Иосифа Сталина» (без грима, в современных джинсах и рубашке только своим мастерством актеру с первой минуты удается передать иезуитский характер героя). Его партером выступил Александр Филиппенко, которому пришлось создавать разноплановые образы: драматурга и историка Эдварда Радзинского (именно с их ночной беседы в историческом архиве начинается и заканчивается действие). По-очереди в гости к героям постановки пожалуют исторические и современные персонажи — маршал Жуков, политзек из ГУЛАГа, поэтесса Анна Ахматова, сатирик Жванецкий, лидер российских коммунистов Зюганов и др. Роль мускулистого парня-отморозка, которому «все по фене» — что палач, что его жертвы, играет актер Максим Разуваев.
Публика, ловит каждое слово, боясь пропустить малейший нюанс из того, что вещает «вождь». Герой из прошлого особенно не церемонится ни со своими современниками, ни с нынешними кумирами. Особенно достается Эдику-Радзинскому — «Вам нравится в моей быть власти. Идя на сцену, как на плаху, У вас глаза горят от счастья. И бешеный восторг от страха», а в финале Сталин обещает: «Я всё исправлю и перепишу»... Образы, создаваемые Александром Филиппенко, пытаются выступать оппонентами Сталину, актер не утрируя, не ерничая, несколькими штрихами (голосом и пластикой) намечает легкое сходство с прототипом, играемого им героя. И пусть Сталин Гафта стар и немощен, у него дрожат руки, с одышкой подымается по лестнице, но стоит заявить: «Рассвет мы встретим исполненьем гимна, Надеюсь, что желание у нас взаимно. Прошу не в ноты вас смотреть, а мне в глаза, Чтоб я увидел всех — кто против и кто за» — в зале зависает звенящая тишина...
Трудно представить, кто другой, кроме Валентина Гафта и Александра Филиппенко, смог бы так органично сыграть в «Сне...». Спектакль идет больше двух часов без антракта. Для Романа Виктюка «Сон Гафта» — необычный спектакль. По его словам, «ничего подобного, осуществив более 180 постановок, я никогда не делал. Эта работа в «Современнике» для меня номер один (Виктюк поставил в этом театре четыре спектакля: «Квартиру Коломбины» Петрушевской, «Стену» Галина, «Мелкого беса» Сологуба и «Адский сад» Майнарди. — Т. П.). За пьесу Гафта я взялся потому, что сегодня некоторые россияне и украинцы стали мечтать о царе (назовите его генсеком, президентом или вождем). И он придет, а этого нельзя допустить! Колесо истории нельзя поворачивать назад! Мы показывали спектакль в Питере, но здесь в Киеве у меня было такое ощущение, что состоялась премьера. Гафт и Филиппенко играли гениально — это великие актеры нашего времени, а киевская публика — самая лучшая»!
Выпуск газеты №:
№104, (2009)Section
День Украины