Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пророческие сны

31 марта, 20:15
«ОБЩЕНИЕ» ПРИВИДЕНИЙ И КОРОЛЯ В СПЕКТАКЛЕ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ КОНТРАСТОВ: ТИРАН РИЧАРД БОЛЬШЕ ПОХОЖ НА ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ, ЧЕМ НА ЧУДОВИЩЕ; А ВОТ ПРИВИДЕНИЯ ВЫЗЫВАЮТ У ЗРИТЕЛЕЙ НАСТОЯЩИЙ УЖАС / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ «СВОБОДНАЯ СЦЕНА»

На «Свободной сцене» Богомазова — так уже привыкли называть театр, который, вне сомнений, занял свою нишу в культурной жизни столицы, — состоялась очередная премьера.

Можем вспомнить, что и предыдущий спектакль «Женщина из прошлого» имел большой успех у зрителя и отмечен специалистами театрального искусства (подтверждение тому — «участие» в многочисленных номинациях на получение столичной театральной премии «Киевская пектораль»). В этот раз режиссер взялся за постановку известной исторической хроники Уильяма Шекспира «Ричард III».

Спектакль называется «Сладких снов, Ричард» (читается иронический подтекст такого «пожелания») и определен его создателями как «электроакустическая опера-перформанс на тему пьесы Шекспира». Известно, что модное в современной культуре понятие перформанса нередко употребляют для определения действа, которое сложно квалифицировать и привязывать к определенному жанру. Но на «Свободной сцене» происходило настоящее визуально-пластическое зрелище, которое и должно было обозначить основную тему и фабулу спектакля. Кроме того, акцент на визуализацию, звуковой фон (звукорежиссер — Александр Кохановский) и пластическое действие (режиссер по пластике — Лариса Венедиктова) естественно сместился еще и потому, что сценическое произведение «Сладких снов, Ричард» идет на английском языке. Хотя... стоит «узнать» несколько реплик (например, I am Richard, или You killed me), чтобы все стало понятно.

Итак, в спектакле затрагиваются вечные вопросы, наподобие «Быть или не быть?»... имеют место и ряд утверждений, возникших на основании режиссерского «созерцания» жизни и деятельности Ричарда.

Известно, что главный герой (в роли Ричарда — Александр Лебедев) завоевал трон коварным путем, став королем Англии. В ночь перед важным, даже решающим событием в его жизни (битвой за окончательное право владеть престолом) его посещают привидения. Они говорят неестественными голосами, создают своего рода звуковую игру и внешне напоминают скорее инопланетных созданий из американского блокбастера, спустившихся на землю, чтобы отомстить за совершенное им зло. Так, Ричард видит образ Призрака принца Эдуарда (Полина Войневич), Генриха VI (Владимир Канивец), Гастингса (Екатерина Качан), Проклятие Герцогини Йоркской, королевы Елизаветы и королевы Маргариты (Екатерина Качан, Яна Соболевская, Полина Войневич) и других. Все они вспоминают о том, что на пути к славе и престолу он уничтожил их.

«Общение» привидений и короля построено на основе контрастов и имеет ироническое начало. Тиран и преступник Ричард похож, скорее, на выпускника общеобразовательной школы, чем на чудовище. А вот привидения вызывают настоящий ужас. Визуальный эффект, который должен повлиять на психику зрителя, усиливается и киноэлементами: изображения тех же привидений появляются на стенах — таким образом, пространство кажется переполненным инфернальными существами в бело-зеленой одежде с бинтами на лице.

В сценическом произведении, длящемся всего 50 минут, раскрывается вся сущность внутренних конфликтов героя (Ричард боится сновидений и пытается их игнорировать) и духовных переживаний (короля мучает совесть, но он стремится прекратить эти муки). И сновидения Ричарда оказываются пророческими, словно сон Игоря в известной летописной истории — древнерусский князь тоже был наказан за ошибки и неосмотрительность.

После просмотра спектакля остается много вопросов и к режиссеру, и к актерам и, в конце концов, к самому Шекспиру. И дело, так сказать, не в «трудности перевода», а в сложности мироздания и многогранности театра...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать