«Просто водитель»
Приезд Дэвида Култхарда вызвал небывалый ажиотаж
Одна из «мегазвезд» «формулистических» баталий может похвастаться чем угодно. Красивыми подружками (последняя из которых — бразильская модель Симона Абдельнур), выигранными этапами, местами на пьедестале. Ко всей этой коллекции ему не хватает, пожалуй, только одной вершины и заветной мечты — стать лучшим гонщиком мира, то есть выиграть чемпионат в «Формуле-1». «Я не считаю победу в чемпионате такой проблемой, как полагают многие. Это не стена. Стабильность выступлений и немного удачи — вот и все, что мне нужно для завоевания титула. Тот факт, что я побеждал Мику в отдельных гонках, показывает, что я могу это сделать. Я не собираюсь куда-то уходить. Мое время пришло», — говорил он два года назад. Но с тех пор ничего, даже с учетом ухода Мики из команды, не изменилось. Наверное, поэтому ему скучно водить «медленные» городские машины. Его мысли находятся за сотни километров, на следующей гонке, которая, быть может, станет для него началом настоящего триумфа. Об этом он с непременной, фирменной улыбкой вещал на пресс-конференции, на которую, кстати, запоздал минут на сорок. Может, деньги разменивал? Уезжая с чествований, Дэвид долго рассматривал новенькие купюры в двадцать гривен, после чего с довольным видом прятал в карман.
Приобщиться к празднику, который называется «Формула-1», удалось уже с самого начала пресс-конференции. Такого стечения журналистов, как в небольшом замкнутом пространстве уютного, но душного «Формула-клуба», не наблюдалось в Киеве давно. Фотокоры и операторы, спорящие за лучшие места и кричащие друг на друга, напомнили недавнюю аналогичную ситуацию на открытии каннского фестиваля. Приезд даже не самого титулованного гонщика «королевских гонок» поднял нешуточную волну ажиотажа. На пике эмоций появляется он — виновник торжества, триумфатор Монако, «самый быстрый шотландец» или просто Дэвид. «Не называйте меня мистер Култхард», — сразу же попросил он. Первый вопрос ему задали о впечатлениях от города. Киев ему понравился. Он заметил признаки «реставрации», его чистоту и обилие деревьев. Пообещал, что обязательно поедет смотреть главные исторические памятники столицы.
«Просто Дэвид» и ведет себя скромно. Зная, сколько его «конюшня» вкладывает денег в создание машины, ее тестирование, маркетинг и т.д., и т.п., он отдает себе отчет, что он не самая харизматическая фигура в «Макларене». «Моя работа — просто водить автомобиль». Для него это действительно изнурительная работа. На трассе он классический «трудяга». Старается, выжимает из болида все силы, но первым клетчатый флажок видит далеко не всегда. Более талантливые и менее рассудительные гонщики, такие, как Михаэль Шумахер, все время его обгоняют в масштабах года. Приходится довольствоваться локальными успехами и статусом вечного «второго номера». Впрочем, в этом году ему дали шанс стать первым. Лучший пилот Макларена Мика Хаккинен неожиданно ушел из команды, а пришедший ему на смену финн Кими Ряйконен слишком неопытен, чтобы быть «номером один». Но и технический уровень сегодняшнего «Макларена», к сожалению, далеко не всегда сопоставим с кондициями «вечного двигателя» «Феррари». Правда, Дэвид смог выиграть «Гран-при Монако», едва ли не престижнейшую гонку за весь Чемпионат, буквально «выцарапав» победу у Шумахера. Этим он подтвердил и свой статус, и статус всей команды. Поэтому он явно скромничает, называя себя далеко не главным человеком в своей команде.
В Киеве Култхард рассказал журналистам, что скучает по Мике. И это вызвано скорее профессиональными отношениями, чем личными. Не секрет, что финн и шотландец никогда не были близкими друзьями. Слишком многое находится на чаше весов, чтобы устраивать дружеские совместные вечеринки. Но Култхард скучает за Микой-гонщиком. «Он всегда задавал ту планку, к которой я стремлюсь. В конце концов, он выигрывал чемпионат, а я — нет».
К сожалению, во время пресс- конференции в наушниках синхронного перевода время от времени пропадал звук, на что Дэвид не без юмора заметил: «Радио работает, как в Сильверстоуне», имея в виду последний этап Гран- при, где из-за нечетких указаний вся команда «Макларена» осталась не у дел, в очередной раз не сумев противостоять «Феррари» с «Красным бароном» во главе. Но зависти к без пяти минут пятикратному чемпиону мира шотландец не испытывает. И на вопрос о гипотетическом переходе в «Феррари» ответил киевским журналистам дипломатично по отношению к своей команде: «Свое будущее я связываю только с «Маклареном». Но за этой дежурной фразой нет внутренних борений. Он действительно человек одной команды, как это часто бывает в спорте. Да, пусть он начинал в «Уильямсе», но, перейдя в «Макларен», образовал с Хаккиненом тандем, который оставался самым продолжительным за последнее десятилетие сотрудничеством одних и тех же партнеров в одной команде. За это его преданно любят болельщики английской «конюшни», ценит руководство, из года в год продлевая контракт, да и журналисты, как ни странно. «Акулы пера» с удовольствием «перемывают косточки» практически всем видным пилотам Формулы, наперебой рассказывая о наглости Шумахера, лени Вильнева, экспрессивности Ирвайна... Но о Култхарде плохого вы не услышите. Хотя шотландец время от времени сам подбрасывает темы для эпатажных статей, как, например, недавно, когда признался, что лучше всего настроиться на гонку ему помогают занятия сексом непосредственно перед ней, после чего он горы готов свернуть. Сказал бы кто другой, острословы европейских СМИ разнесли бы в пух и прах. А тут — деликатная тишина. Он — гордость Великобритании, оставшийся фактически один на один с немцами, и южноамериканцами в борьбе за титул короля «королевских», (а значит, исконно британских) гонок.
После пресс-конференции Дэвид в огромной толпе «папарацци» перерезал символическую ленточку, символизирующую открытие фан-клуба. Выйдя на улицу, он, несмотря на суровые рыки «секьюрити», все же одарил нескольких счастливцев «звездным» автографом, водрузил несчастную елку на ее исконное место и уехал от восторженной толпы на черном «Мерседесе», трогательно помахивая рукой через тонированные стекла.
Выпуск газеты №:
№125, (2002)Section
День Украины