Перейти к основному содержанию

Противостояние мировоззренческих парадигм

Празднование 1025-летия Крещения Руси приобретает политическую окраску
19 марта, 11:07

Праздник Крещения Руси, 1025 лет которого мы будет отмечать в этом году, не повод для выдвижения ультимативных требований или подчеркивания исключительности «своей» Церкви. Поэтому, комментируя заявление патриарха Кирилла, мол, тот не будет принимать участия в торжествах, если на них будет присутствовать предстоятель УПЦ КП, патриарх Филарет в эфире «5 канала» заявил: «... в праздновании 1025-летия будет принимать участие и государство, и Церковь в Украине. Причем и Московский патриархат, и Киевский патриархат, и Украинская греко-католическая церковь, и Римо-католическая церковь... Потому что это праздник наш, украинский. ...Речь идет о крещении Киевской Руси, не Московской. Москвы в то время не было, и потому им праздновать рано». «Мы договорились, что этот праздник должен объединять украинский народ, а не разъединять — цитирует Святейшего Филарета УНИАН. — А это значит, что мы должны событие отпраздновать все вместе, все Церкви, имеющие отношение к крещению».

«День» попросил прокомментировать эту коллизию известного религиеведа Андрея ЮРАША:

— По-моему, вопрос нужно рассматривать не только в плоскости противостояния двух традиций. Здесь встречаются два совсем разных мировоззренческих взгляда на цивилизационное пространство, в частности, на устройство церковной жизни. Суть русской парадигмы, а соответственно и РПЦ, заключается в том, мол, все, что происходит на историческом пространстве Киевской Руси, принадлежит исключительно РПЦ. Таким образом, только она имеет эксклюзивное право представлять эту традицию. Все, кто не укладывается в рамки русской традиции, это — маргиналы, раскольники — как украинские православные Церкви, или вообще враждебный элемент — как украинские греко-католики. Зато патриарх Филарет предлагает плюралистичную европейскую модель, которая не предполагает этого тоталитарного «эксклюзивизма», на который опирается Москва и патриарх Кирилл. Согласно мировоззренческой системе, которую в настоящий момент однозначно исповедует и представляет патриарх Филарет, наследие Киевской Руси — наследие всех Церквей и традиций, которые видят свой корень в акте Крещения. А это — УПЦ КП, УПЦ МП, УАПЦ, УГКЦ и РКЦ, даже в определенном смысле украинские протестанты.

Однако кроме мировоззренческой плоскости, есть еще очень практическая вещь. Понимая, что в Украине в настоящий момент при власти политические силы, которые в значительной степени симпатизируют и постоянно декларируют свое членство в Русской православной церкви, патриарх Кирилл пытается воспользоваться ситуацией, чтобы в очередной раз унизить все другие украинские Церкви и подтвердить свое нынешнее монопольное положение — и в смысле влияния на политические элиты, и реального влияния на ход политико-религиозных процессов.

Поэтому нам следует относиться к таким попыткам интерпретировать национальные ценности как к чему-то внешнему, которое навязывается. Здесь большая роль отводится общественности, а также исполнительной власти. Последняя должна понять, что ориентация на какую-то одну модель поведения, тем более навязанную извне, может вызывать внутри страны разные толкования и противостояния. Поэтому в таких обстоятельствах роль государственной власти как выразителя и модератора общественных ориентаций существенно повышается. Очевидно, оптимально будет паритетное празднование этого юбилея, а затем пусть каждая конфессия в своих храмах отмечает, как и с кем хочет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать