Перейти к основному содержанию

Путь Украины — в единое небо

11 июля, 00:00

Если отказаться от несколько неуместной в дни трагедии образности, то речь в первую очередь идет о единой системе управления полетами всех гражданских и военных бортов, пролетающих над густонаселенным европейским континентом. Очевидно, что аналогичные национальные системы уже не выдерживают управленческих нагрузок и дают необъяснимые, на первый взгляд, сбои. Человеческий фактор в них, по-видимому, тесно взаимодействует со случайностями, на самом деле являющимися вполне закономерными событиями, основанными на «проколах» в организации чрезвычайно сложного и более чем ответственного вида человеческой деятельности.

Не спроста профсоюз французских авиадиспетчеров призывает заморозить проект «Единое небо». В начале недели он обратился с таким требованием к европейским властям, присовокупив к этому просьбу начать парламентское расследование по факту трагедии в небе над Германией. Лидеры профсоюза призывают «немедленно заморозить все переговоры и дебаты относительно «Единого неба». Будет ли услышано это проявление «антиавиаглобализма»? Тем более, что одновременно в Швейцарии предпринимаются попытки оправдать диспетчера, которого многие считают виновным в авиакатастрофе. (Дежуривший в ночь трагедии диспетчер, проходящий сейчас психиатрическое лечение, находился на посту в одиночестве, причем все телефонные линии в пункт управления воздушным движением были отключены или заняты. Из-за этого германские коллеги из диспетчерского пункта Карлсруэ, пытавшиеся за две минуты до столкновения предупредить Цюрих об опасном сближении двух самолетов, дозвониться туда не смогли).

Представляется, что проект «Единое небо», в случае его осуществления, мог бы стать гарантией от подобных ситуаций. И именно память о жертвах трагедии в небе Германии должна активизировать усилия международной общественности, направленные на то, чтобы полеты над Европой стали более безопасными. Не случайно комиссар по делам транспорта Европейской Комиссии Лойола де Паласио, комментируя произошедшую на прошлой неделе трагедию, заявила о необходимости развивать проект «Единое небо». По ее мнению, «разрозненность» европейского воздушного пространства «осложняет» авиаперевозки.

Между тем проблема разобщенности авиапространства, как говорится, довольно остро стоит и в Украине. Небо нашей страны бороздят множество (20) только отечественных авиакомпаний, которые априори не в состоянии в полном объеме обеспечивать надлежащую безопасность полетов. Достаточно сказать, что даже в госкомпании «Авиалинии Украины» сокращена должность ведущего инженера по сертификации и контролю качества полетов. Опытнейший специалист копается на грядках... И слава Богу, что украинское авиатранспортное руководство в лице обновившегося Минтранса в последнее время одновременно с активизацией, а по сути реанимацией внутреннего авиасообщения в стране (по словам госсекретаря украинского транспортного ведомства Эльбруса Абдуллаева, предусматривается, в частности, увеличить количество внутренних рейсов с 14 до 56, снизить авиатарифы, а также аэропортовые сборы и тарифы на аэронавигационное обслуживание), поднимает на новый уровень и систему управления безопасностью полетов. К примеру, «Украэрорух», который обслуживает около 170 проходящих через воздушное пространство Украины международных воздушных трасс общей протяженностью 36782 км, а его зона ответственности охватывает пять районов полетной информации общей площадью 730480 км 2 , получил возможность существенно улучшить свою техническую базу. Для этого он проводит международный тендер по реконструкции Симферопольского центра управления воздушным движением в рамках проекта модернизации системы аэронавигационного обслуживания Украины, финансируемого с привлечением кредита Европейского банка реконструкции и развития. ЕБРР и «Украэрорух» подписали соответствующее кредитное соглашение под гарантию правительства Украины. К работам предполагается приступить уже в ноябре.

Немаловажное значение для безопасности полетов имеет и совместное намерение правительства Украины и РФ поддержать программу обновления парков гражданской авиации двух стран. Уже в сентябре предполагается подписать украинско-российское межправительственное соглашение. Так, российский «Аэрофлот» намерен закупить у Харьковского государственного авиапредприятия 25 самолетов Ан-74ТК300.

Итак в нашем «едином небе», а что ни говори, все границы в нем являются не более чем условностью, будет появляться все больше летающих объектов, каждый из которых при малейшей ошибке способен превратиться в угрозу как для тех, кто вверил свою жизнь авиации, так и для тех, кто ни о какой угрозе и не подозревает, находясь на земле. И думается, что наши граждане, успешно и массово преодолевающие ныне существовавшую прежде «железную завесу», кровно заинтересованы в том, чтобы их безопасность гарантировалась и высоким профессионализмом, и надлежащей зарплатой, и современным техническим оснащением наземных служб, регулирующих воздушное движение не только над Украиной, но и над всей Европой. Такая возможность и заложена в проекте «Единого неба». Недавно, в ходе рабочей встречи украинского посла в Канаде, представителя Украины при ICAO (Международная организация гражданской авиации) Юрия Щербака с президентом этой влиятельной в мире авиации структуры Асадом Котайтом и генсеком Коста Перейрой обсуждались вопросы взаимодействия Украины с ICAO, в частности, перспективы в сфере стандартизации, разработки систем коммуникаций и навигации, сотрудничества на региональном уровне, а также правовые аспекты регулирования международного транспортного сообщения. Украинский посол проинформировал собеседников о деятельности Субрегионального Европейского Центра ICAO по вопросам авиационной безопасности при Национальном авиационном университете Украины, где осенью этого года должна открыться кафедра ICAO.

Тем временем «умы» украинских нелетающих авиаторов пока что больше всего занимает даже не безопасность полетов, а элементарная возможность подняться в небо. Реализацию своих надежд многие из них связывают с осуществлением проекта создания единой национальной авиакомпании Украины, поддерживаемого министром транспорта Украины Георгием Кирпой. Зная «железную руку» и столь же твердое слово нынешнего главы Минтранса, можно надеяться, что будет осуществлен и украинский вариант «Единого неба», и проблематичный в данный момент европейский проект, в реализацию которого, по мнению украинских специалистов, наша страна способна внести достойный вклад.

Кто, по вашему мнению, чаще всего виноват в авиакатастрофах?

Пилоты ........................... 11%

Диспетчеры ....................... 25,8%

Технические неполадки ............ 34,9%

Трагическая случайность .......... 23%

Террористы ....................... 0,765%

Другое ........................... 4,55%

(Данные опроса, проведенного Интернет-изданием «КорреспондентЪ»)
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать