Перейти к основному содержанию

Рахманинов. Дипломатический этюд

01 апреля, 00:00
Посольство России в Украине продолжает свои музыкальные циклы, посвященные выдающимся деятелям культуры, чье творчество связано с нашими странами.

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения великого композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова. А 28 марта была еще одна дата — 60-летие со дня смерти Сергея Васильевича, поэтому вечер его памяти начался с грустной ноты. «Элегическое трио» для фортепиано, скрипки и виолончели исполнили прекрасные музыканты (представители украинской музыкальной школы) Анна Середенко, Олесь Семчук и Виталий Боровик. История возникновения этого сочинения связана с Киевом. В 1893 году С. Рахманинова пригласили дирижировать его оперой «Алеко». Премьера прошла успешно. Возвращаясь в Москву, композитор получил печальное известие о внезапной болезни, а затем и смерти П.И. Чайковского, которого он считал наивысшим авторитетом в профессии. По воспоминаниям Сергея Васильевича, оглушенный новостью, он вдруг услышал переложения из трех повторяющихся нот. В этой музыке явственно звучали слова Петра Ильича: «Жалеть прошлое, надеяться на будущее, никогда не удовлетворяться настоящим...» Так рождалось «Элегическое трио», которое маэстро посвятил памяти великого музыканта. Мелодия росла и ширилась в неотвратимой тональности ре-минор. На полтора месяца жизнь Рахманинова словно остановилась. Все силы и мысли принадлежали песне об ушедшем друге. «Для художника конец земного пути — только его начало. Мое время еще впереди... до такой степени, что я не дождусь его при жизни...»

— Есть звезды на все времена. Они всегда есть и будут современными. Такого ранга великие композиторы, как Моцарт, Чайковский, Рахманинов, — сказал председатель Союза композиторов Украины Михаил Степаненко. — В ХХ веке были тысячи замечательных композиторов: Прокофьев, Шостаковича... Но Рахманинов стоит особняком. Все его сочинения пронизаны любовью. Когда слушают произведения Сергея Васильевича, то идет волна некоего оправдания человека перед Богом. Рахманинов был великим пианистом, а когда писал музыку, то рассчитывал на свою виртуозность исполнения, как дирижер и как музыкант. (Современники сравнивали его с Листом, но они забывали, что Лист завершил свою фортепианную карьеру в 38 лет, а Рахманинов сохранил свое мастерство до глубокой старости. — Т.П. ). Дотягивать до высочайшего уровня Сергея Васильевича чрезвычайно сложно. Поэтому, включая в репертуар его произведения, исполнитель должен показать высшую точку своего мастерства. Рахманинова много играют, но по-настоящему адекватного исполнения дождаться сложно. Я вспоминаю знаковый концерт в своей судьбе. В Киеве выступал Рихтер. Он играл рахманиновские Прелюдии. Это была сказка! Диапазон от трех пиано до четырех форте — люстры дрожали.

Сегодня, в нашем наполовину телевизионном мире, к сожалению, настоящая музыкальная культура сдает позиции. Музыка Рахманинова — словно вода из источника. Можно любить вино, пепси, но без чистой воды не будет жизни. У Сергея Васильевича вся музыка — это музыка жизни и надежды.

Огромное спасибо Рахманинову мы должны сказать и за его деятельное участие в открытии Киевской консерватории. В 1913 году Сергей Васильевич был одним из руководителей Российского музыкального общества. Он содействовал тому, чтобы Киевское музучилище, возглавляемое Пухарским, получило статус высшего учебного заведения. Недавно я прочел дневник одного из крупнейших наших композиторов Ревуцкого. Двадцатилетний Лев Николаевич описывал свои впечатления от выступления Сергея Васильевича — в филармонии композитор познакомил публику Киева с Третьим концертом. Ревуцкий пишет о своем восторге, какое чудо эта музыка, как блестяще играл автор. Влияние Рахманинова на украинскую музыку чрезвычайно мощное. Это чувствуется в творчестве Ревуцкого, и Косенко — в их ярком мелодизме.

В вокальном плане композитору повезло. Практически нет ни одного певца, который не исполняет его произведения. Они все сотканы из мелодий, но это не песни. Они выше песни. Рахманинов своими вокальными сочинениями передает всю тонкость славянской души. Кстати, один из лучших романсов композитор написал на слова Шевченко «Полюбила я на печаль свою». На стихи нашего Кобзаря создано много хороших песен, но мало прекрасных романсов.

Маэстро не раз спрашивали, как он создает свои произведения. Он часто отвечал лаконично: «Я их слышу!» Но однажды признался: «Когда я сочиняю, мне помогает память о недавно прочитанной книге, прекрасной картине, стихотворении. Иногда в уме возникает определенный сюжет, который я пытаюсь претворить в звуки…»

На концерте в посольстве настоящим подарком меломанам стала встреча с чудесным дуэтом Анна Середенко (фортепиано) и Олесь Семчук (скрипка). Они профессиональные и тонкие музыканты, которым удалось передать рахманиновску эстетику. Середенко — Семчук достойно представляют нашу страну в Европе. Несколько лет назад, когда Олесь уехал жить и работать в Италию, казалось, что дуэт навсегда распался. Ведь график у Семчука напряженный. Он активно преподает во Флорентийской школе музыки. Читает курс «Подготовки лауреатов к международным конкурсам». Тем не менее Анне (Середенко преподает в НМАУ) и Олесю удается совмещать педагогическую практику и гастрольную деятельность. Несколько дней назад они вернулись из турне по России, а 6 мая дуэт выступит в Колонном зале им. Н. Лысенко — они исполнят произведения Бетховена.

На вечере прозвучал венок рахманиновских романсов, написанных композитором в разные годы. Их исполнила Людмила Войнаровская. По словам Виктора Черномырдина, традицию дипломатических «посиделок» — музыкальных программ — они продолжат и впредь, приглашая ведущих деятелей искусства Украины и России.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать