Роберт КЕННЕДИ: «Украина — не буферная зона, а мост между цивилизациями»
Распад двухполюсного мира подарил нам понятие «коллективная безопасность». И в любой стране (прежде всего — европейской) плох тот военный специалист или эксперт, имеющий отношение к данной проблеме и не мечтающий попасть в Европейский Центр по изучению вопросов безопасности им. Джорджа Маршалла. Это, действительно, уникальное заведение, созданное общими усилиями США и Германии, и расположенное в городе Гармиш-Партенкирхен, ФРГ. Главные его задачи — заложить фундамент мира и стабильности в международных отношениях, способствовать развитию взаимопонимания и партнерства между разными государствами, создать предпосылки для формирования общей системы безопасности на пространстве от Атлантики до Центральной Азии. Здесь учатся офицеры различных звеньев, включая высшее военное руководство, из самых разных стран — США и Грузии, Великобритании и Узбекистана, Дании и Хорватии. Не один десяток и украинских военных специалистов может похвастаться сертификатом или дипломом этого заведения.
На днях Киев посетил директор Центра Маршалла доктор Роберт КЕННЕДИ . Он согласился ответить на несколько вопросов нашего корреспондента.
— Господин Кеннеди, исходя из опыта общения со слушателями с Украины в вашем заведении, и из этого визита — как бы вы оценили общий уровень наших военных?
— Должен заметить, что я в Украине не впервые, четыре года назад мне довелось побывать в Одессе. Из опыта совместной работы с вашими соотечественниками могу сказать: поражает их дружелюбие, коммуникабельность и готовность идти на контакт. Во время этой поездки я был просто очарован Киевом, к тому же очень приятно было встретиться здесь с нашими выпускниками.
— А много офицеров-украинцев окончили курсы Центра Маршалла?
— За шесть лет существования Центра у нас училось 96 офицеров. Плюс около 200 военнослужащих из вашей страны прослушали так называемые «короткие курсы» и посетили наши семинары. Должен сказать, что они приобрели помимо всего и широкий опыт общения со своими коллегами из других стран, ведь в Центре Маршалла учатся представители 47 государств — от США до Средней Азии и России...
— Неужели и россияне-военнослужащие учатся у специалистов НАТО?
— Безусловно. Говоря о глобальной международной безопасности, мы приглашаем к диалогу с целью ее общего понимания все страны — как члены НАТО, так и нейтральные европейские, азиатские, некоторые другие. Это общая проблема, и решать ее можно только сообща.
— Какую роль призвана играть Украина в построении этой системы безопасности?
— Прежде всего, следует заметить, что Украине еще предстоит определиться со своей стратегией, внешней ориентацией, найти, так сказать, свое место под солнцем. Необходимо и правильно понимать ту роль, что отведена вашей стране в международной политике. Я, например, в корне не согласен с точкой зрения, что Украина — это «буферная зона» между НАТО и Россией. Она, скорее, мост между Востоком и Западом, то звено, через которое должно осуществиться наше взаимопонимание. Говорить об общей безопасности мы сможем лишь тогда, когда все страны — и Россия, и Закавказье, и Европа — почувствуют себя одной семьей. И главная задача Центра Маршалла — объединить этой идеей разные страны, выработать единое понимание общей безопасности, через совместную работу их представителей-военных, понять проблемы и заботы друг друга. Мы искренне надеемся через такое взаимопонимание создать новое партнерство в обновленном мире, что обеспечило бы высокий уровень развития каждого государства в будущем.
Я полностью отбрасываю идею «разделительных линий» в Европе. И именно в объединении европейского сообщества Украина может занимать ключевую позицию как региональный лидер. Потому радуют ваши первые позитивные сдвиги на пути к демократии, которые видны сегодня — то, что ваш народ, наконец, увидел свет в конце туннеля. Это, безусловно, первый шаг к расцвету и большому успеху в мире. Для нас Украина важна и тем, что она способна «подталкивать» Россию к диалогу с Западом. Также, по моему мнению, ваша страна способна играть конструктивную роль в нормализации процессов, например, в кавказском регионе. Про вашу готовность к этому может свидетельствовать успешная миротворческая деятельность Вооруженных сил Украины. От себя могу сказать, что мы, Центр Маршалла, будем всячески помогать вашим военным на этом пути.
— За те годы, пока существует Центр, видение армии в мире существенно изменилось. Как это повлияло на деятельность вашего заведения?
— Действительно, сегодня мы пришли к пониманию того, что в двадцать первом веке вооруженные силы не будут решать, пожалуй, ни одной из тех задач, которые они решали в минувшем столетии. Главная задача — как перестроить, реформировать армии в соответствии с теми угрозами, что возникают сейчас. В Европе уже никто не готовится «утюжить» континент вдоль и поперек громадными группировками войск. А сегодняшние задачи — миротворчество, антитеррористические операции — это совершенно другое. На первом же семинаре в этом году для генералитета, высшего военного руководящего состава стран, принимающих участие в работе Центра, мы рассматривали именно этот вопрос. И пришли к выводу, что он волнует всех без исключения. Но в то же время поняли, что военные реформы в любом государстве требуют времени, значительных усилий и огромных средств. Думаете, США решили для себя эту проблему? Как бы не так: американские военные так же ищут сейчас деньги для реформы своих структур, как и украинские.
— По поводу реформирования: говоря об Украине как важном звене в системе общей безопасности, вас не смущает тот факт, что украинские Вооруженные силы далеки от стандартов НАТО? Министр обороны — не гражданский, ВВС и ПВО выступают как отдельные виды ВС Украины...
— Мы отлично понимаем, что подобные вопросы сразу не решаются. Очевидно, вы, в конце концов, придете к той схеме, к которой пришли сегодня ведущие страны мира. Конечно, хотелось бы, чтобы это произошло побыстрее.
— Во время прошедшего визита вы встретились с министром обороны Украины Александром Кузьмуком. Можно узнать, какие вопросы рассматривались во время встречи?
— Я ознакомил вашего главу военного ведомства с нашими планами на ближайшее будущее. Например, мы вводим для офицеров ранга капитан — майор дополнительные курсы — три в год, от Украины на каждом будут присутствовать шесть военнослужащих. То есть ежегодно дополнительно 18 украинских офицеров. Хочу отметить то, что ваш министр очень хорошо понимает необходимость подобного партнерства, мы пришли к полному взаимопониманию.
— А после этого визита будут откорректированы каким- либо образом существующие программы подготовки наших специалистов?
— Общаясь с главами военных ведомств, я всегда подчеркиваю: наш Центр существует для вас. Вы сами должны решать, какие проблемы для вас актуальны, какие курсы должны пройти ваши военные. И программы мы уже составляем, исходя из этих просьб и предложений. Вот и сейчас, покидая Украину, я надеюсь, что через несколько недель получу от Министерства обороны вашей страны такие предложения. Мы же готовы вести курсы по очень широкому спектру — от решения кризисных ситуаций до экономических вопросов. Так что дело — за вами.