Перейти к основному содержанию

Россия и Европа: искушение Мюнхеном-1938

Многие в Европе боятся и недоумевают: неужели Путин, вводя российские войска в Крым, действительно готов одним движением разрушить все системы мировой и общеевропейской безопасности?
18 марта, 10:43
Фото Reuters

Многие в Европе боятся и недоумевают: неужели Путин, вводя российские войска в Крым, действительно готов одним движением разрушить все системы мировой и общеевропейской безопасности?

На карту поставлено слишком многое. Российская оккупация Крыма и последующий крымский референдум обесценивают Будапештский меморандум 1994 года о гарантиях безъядерной Украине, подписанный тремя постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Англия, и сама же Россия). Одновременно с этим, под угрозой оказываются Хельсинкские соглашения 1975 года.

Кроме того, нарушение Будапештского меморандума существенно подрывает усилия мирового сообщества по соблюдению Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия.

Неужели Путин всерьез готовится развязать третью мировую войну? Нет: подлинные цели Путина совершенно иные. Он лишь хочет заставить Европу заплатить, пожертвовав ему Украиной.
Россия вовсе не собирается ограничиваться Крымом. По свидетельству сотен независимых источников, в последние недели она пытается активно провоцировать беспорядки в различных регионах Украины, искусственно создавая иллюзию наличия в Украине серьезного гражданского противостояния. Иллюзия неспособности украинского правительства положить конец «беспорядкам» должна подтвердить легитимность и обоснованность российской «озабоченности», а также, хотя бы отчасти, легитимность российского вмешательства в дела Украины.

Правительства всех стран Европы сегодня оказались перед неприятным вопросом: стоит ли им ссориться с одной из самых могущественных держав мира? Ведь у всех этих стран есть свои интересы и свои проблемы. Среди них есть и такие, которые невозможно решить без конструктивного взаимодействия с Россией (достаточно вспомнить конфликт в Сирии).

Есть ли ради чего лидерам Запада идти на жертвы?

Я не хотел бы выглядеть Кассандрой, но у меня есть плохая новость: в сегодняшней ситуации жертвы уже неизбежны при любом развитии будущих событий. И эти жертвы в любом случае не ограничатся гражданами Украины и территорией Украины.

Весь вопрос в том, чем жертвовать и ради чего.

Украинцы за последние три месяца пожертвовали многим – в том числе и сотней жизней – за право разделять с Европой ее базовые ценности: демократию, свободу, справедливость, права человека. Такую цену украинцы заплатили за свое сопротивление попытке бывшего президента Януковича и его окружения управлять Украиной «в русском стиле».

Сегодня Путин предлагает Европе забыть об этих жертвах. Нет никакой русской агрессии, говорит русская пропаганда; есть просто внутренний гражданский конфликт в Украине, который Россия хочет погасить вместе с Европой. Но… только при условии, что Европа признает главный путинский тезис:  вмешательство России во внутренние дела Украины желательно, благородно и правомерно. «Присоединяйтесь, господа! Присоединяйтесь!» - вот призыв Путина, обращенный к Европе.

Действительно, европейские лидеры могут поддаться искушению принять и признать эту логику. Да, конечно, скажут они; Путин хватил через край. Но у него в Крыму – а возможно, и в целом на юго-востоке Украины – есть свои легитимные интересы. В конце концов, украинцы тоже не ангелы. Стоит ли нам сейчас жестко ссориться с Путиным, рискуя определенными политическими и финансовыми активами? Не хуже ли мы сделаем своим народам, предпочтя открытую конфронтацию беспроигрышному лозунгу «мирных переговоров»?

Но не такими ли точно разумными соображениями руководствовались Чемберлен и Даладье во время драматических событий 1938 года?

Аннексия украинского Крыма, как когда-то аннексия Судетов нацистской Германией, станет началом конца единой Европы.

Я не преувеличиваю и не пытаюсь нагнетать истерию. Европа, которую ценят и в которую сегодня хотят вернуться украинцы – это Европа братства, Европа ценностей, Европа взаимовыручки и взаимной поддержки. Европа, которая не бросает своих.

Да, прежние украинские власти не смогли или не захотели пойти на риск и присоединить Украину к НАТО. Если бы это произошло тогда, русские войска не оккупировали бы сегодня Крым, и вопрос о присоединении Крыма к России просто не возник бы.

Но есть еще язык «народной дипломатии». А на этом языке все сказано предельно ясно: украинцы стали первым народом в истории Европейского Союза, который заплатил кровью за свой европейский выбор. При этом, среди погибших и пострадавших во время трагических событий последних месяцев, есть люди со всей Украины. С запада и востока, севера и юга.

Европейцы ли они для граждан Европы? Европейцы ли они для европейских политиков?

Если эти последние уступят Путину сегодня, под угрозой окажутся сами духовные основы, на которых зиждется единая Европа. Это будет моральным поражением Европы и моральной победой Путина.

Это и есть та реальная угроза, перед которой Путин поставил сегодня всех нас. Нас – европейцев, борцов за единую и процветающую Европу.

Я обращаюсь к европейскому гражданскому обществу: не позвольте своим политикам забыть о тех духовных ценностях, без которых не было и не будет возможным европейское материальное благополучие.

Я призываю французское общество вспомнить слова Жюля Мишле: «для Европы у Франции… всегда будет лишь одно название – непримиримое, подлинное и вечное: Революция».

Сегодня, в муках подлинной революции, в Украине родилась европейская политическая нация.

Не дайте Путину убить ее в зародыше.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать