С широко закрытыми глазами
В Киевском академическом Молодом театре очередной творческий эксперимент![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080404/463-2-2.jpg)
На малой сцене Театра впервые в Украине поставили пьесу культового испанского драматурга Антонио Буере Вальехо «В пылающей тьме». Режиссер спектакля Станислав Моисеев осуществил свою постановку со студентами IV актерского курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого.
На протяжении всего действа, в основе которого — история жизни слепых, у зрителя могут возникать многочисленные ассоциации с образцами мировой культуры: воспоминания и о кинофильме Ларса Фон Триера «Танцующая в темноте» (во всяком случае, перекликаются в названиях), и о драме «Слепые» Мориса Метерлинка. Кстати, учитывая символистическое начало постановки в Молодом театре и философию французского символиста, схожесть пьес Вальехо и Метерлинка кажется очевидной.
Перед зрителем — аллегория человеческого общества: члены сообщества слепых у Метерлинка блуждают в темноте, то есть потеряли духовные ценности, получив взамен страх перед реальностью, нежелание интересоваться будущим, внутреннюю пустоту. А у Вальехо подобная пустота тоже существует, но она полна искусственной уверенности в том, что слепые — обычные люди и могут быть не менее счастливы, чем они. Кстати, герои спектакля «В пылающей тьме» называют себя не иначе, как «незрячие».
Спектакль начинается с появления слепых, которые произносят слова, обозначающие неизвестные для них явления, действия, процессы (луч, видеть, светиться, сны и т.д.). Эта сценическая увертюра, являющаяся своеобразным психологическим тренингом для слепых, словно намекает на то, что всю свою жизнь эти люди будут посвящать убеждению самих себя в собственной полноценности. Чем дальше, тем они приводят более обширные аргументы: мол, слепые лучше ощущают, слепые искренне любят, так как лишены возможности визуально воспринимать внешний мир. Все действующие лица находятся в специальном заведении, возглавляемом таким же слепым Отцом Игнасио (Александр Галафутник), хоть и женатым на зрячей. И нарушить этот покой и насажденную уверенность, значит внести трагедию в жизнь этих людей.
Однако искусственная идиллия все-таки разрушена появлением героя, нового члена сообщества (возникновение конфликта), умеющего, казалось бы, смотреть правде в глаза, как бы цинично ни звучал данный фразеологизм в контексте сценической истории... Он пытается развенчать созданный слепыми миф о том, что слепота не ограничивает их жизнь и они вполне «нормальны». Хотя что является нормой, и каковы ее критерии? Этот вопрос так и остается риторическим, ведь слепые доверяют собственным ощущениям и интуиции, а зрячие — только зрению. Агрессивный лидер превращает жизнь слепых в сплошную грусть и неуверенность, поэтому такой герой для них невыгоден. Хотя в его жизни появляется она — то ли подруга, то ли любимая...
Пользуясь литературоведческой терминологией, этого возбудителя конфликта и нарушителя покоя можно справедливо назвать «романтическим героем», не принимающим норм и законов окружающего общества, а также не желающим мириться с собственным положением, невзирая на то, что поддержать идеи слепых было бы психологически удобнее. Он — своего рода революционер, берущий на себя ответственность сделать вызов законам действительности, развеять иллюзию покоя. С другой стороны, он нервный, несколько закомплексованный, потерявший надежду на счастье и любовь. И вполне логично, что такой герой погибает, хотя его гибель вряд ли вернет уют в мир слепых.
Стенографические рамки спектакля (художник-постановщик — Юлия Зауличная) «В пылающей тьме» достаточно узки — обычные предметы быта и зеркало, разделяющее пространство и всю жизнь героев пополам: притворное счастье и грустная реальность. И если по сюжету спектакля слепые не видят этой грани, то зрителю хорошо понятно, как меняется амплитуда колебания от одного мира к другому в жизни героев. В некоторой степени сдержанно руководить этим маятником может жена Отца Игнасио Донья Пепита (Лидия Вовкун), ведь она знает правду о всем происходящем в заведении.
Режиссерской находкой спектакля «В пылающей тьме» является смысловое сценическое обрамление: все слепые выстраиваются перед зрителями, стуча палкой. И этот «слепой» монотонный звук символизирует отсутствие надежды, тупик тех, кто живет наощупь. Но, возможно, каждое прикосновение к действительности — это очередная ступенька на пути к познанию истины...
В спектакле также задействованы: Яна Глущенко, Артем Мартынишин, Павел Алдошин, Ольга Васинюк, Александр Вовчук, Алексей Прокопенко, Валерия Ходос, Владимир Йосипенко, Кристина Ярошенко, Марк Дробот, Анатолий Петров.
Выпуск газеты №:
№63, (2008)Section
День Украины