Секрет Кабалье
Завтра знаменитая оперная примадонна выступит в совместном концерте с украинском тенором Владимиром Гришко.
— Я уже третий раз приезжаю в Киев, — сказала на вчерашней пресс-конференции Монтсеррат Кабалье. — Мне очень нравится ваша столица и замечательная публика. Специально для этой программы мы с Владимиром Гришко подготовили сюрприз — споем дуэтом украинскую песню. Я сейчас активно разучиваю слова, а Владимир поправляет мое произношение... Вы знаете, когда мы с мужем (Бренаде Марти, тенор. — Т.П. ) впервые услышали его запись, то я сказала супругу: «Послушай, в этом месте его голос похож на твой: по тембру, оттенкам». На что Бренаде тут же парировал: «Смотри не влюбись»! Ведь в моей жизни так уже было. Я вначале влюбилась в голос Бренаде, а затем полюбила его как мужчину. Мне очень жаль, что супруг из-за болезни не смог приехать в Киев (ему 77 лет) и не увидел вашего прекрасного города.
— В чем секрет вашего творческого долголетия?
— В этом году исполнится 50 лет, как я дебютировала на сцене. За это время выросло несколько поколений слушателей. Хотя, глядя на себя в зеркало, я недовольна тем, что вижу. Конечно, же я уже гранд-дама. Умом понимаю, что мне 73, а сердце не хочет принимать этот факт. Сегодня себя ощущаю на 20 лет моложе... Для певца важно хорошо себя чувствовать. Тогда голос звучит замечательно. На сцене я забываю о своих годах. Музыка и пение — вот лучший эликсир молодости. Я счастливая женщина, т. к. встретила самую большую любовь в своей жизни — мужа Бренаде, у нас замечательная семья (дочь, сын, племянники), и что Бог дал мне дар петь.
— У вас огромный репертуар, а есть ли любимая опера?
— Я обожаю «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини. Именно на этой опере я познакомилась со своим будущим мужем, родилась наша любовь, а затем семейная пара. Но эта опера принесла мне и страдания. Дело в том, что в 1960 году я выступала в Нью-Йорке, пела партию Чио-Чио-сан и, возвращаясь со спектакля, попала в автомобильную катастрофу. Получила травмы ног. Правое колено врачам удалось хорошо вылечить, а с левым имею до сих пор проблемы, а так как спектакль динамичный, и по сюжету Чио-Чио- сан нужно становиться несколько раз на колени, то эту оперу я больше на сцене не исполняла. Сделала только запись на диске...
— Вы выступали со многими выдающимися певцами. Кто из партнеров самый лучший?
— Да, сложный вопрос... Пожалуй, стоит вспомнить трех теноров. С великим Лучано Паваротти мы пели многократно в разных оперных театрах и разных странах («Аида», «Жанна д’Арк», «Трубадур», «Богема» и др.) Как партнер — Лучано прекрасен. Он внимателен, обходителен не только за кулисами, но и на сцене. Однажды мы выступали в Метрополитен- опера и я неважно себя чувствовала, покашливала. Паваротти меня успокаивал, что все будет хорошо, а перед выходом на сцену заставил выпить стакан воды со льдом. Я сопротивлялась, но он настоял, и действительно произошло чудо — голос звучал прекрасно.
Хосе Карерас совсем другой. Он «Тенор Тенорович»! Для Хосе важно, как он сам поет. На сцене он должен быть центром вселенной. Взяв высокую ноту, он потом интересуется: «Ну как? Тебе понравилось? Я был хорош»? Как вокалист — он чудесен.
Пласидо Доминго прежде всего великий актер. Он буквально вживается в образ, его обуревают страсти. Я говорила Пласидо, что нельзя так играть на разрыв аорты. Ведь тогда ты не сможешь проконтролировать свой голос. Он так увлекается, что его нельзя остановить и в ту минуту это не Пласидо, а, например, Кавародоси (из «Тоски»). Вы знаете, если бы всех троих теноров объединить в «одном флаконе», то это был бы идеальный партнер и певец. Мне очень понравилось выступать и с Владимиром Гришко. Он очень чуткий партнер, певец с красивым голосом. Кстати, когда мы репетировали в Италии, то специально приезжал директор Барселонской оперы, чтобы познакомиться с Владимиром, и предложил ему выступить в Испании.
— Вы одна из первых оперных певиц, кто пошла на эксперимент, выступив вместе с Фреди Меркури, и ваша совместно исполненная «Barcelona» стала хитом. Появилось даже новое направление — синтез оперной арии и арт-рока. С кем из эстрадных певцов вы хотели бы сделать запись?
— Идея спеть «Barcelona» принадлежит Меркури. Он меня убедил и я рада, что слушателям наш дуэт понравился. Фреди знал, что он неизлечимо болен, и та запись стала памятью об этом прекрасном певце и музыканте... Что касается эстрадного дуэта, то я бы хотела сделать запись с Николаем Басковым (Кабалье российский тенор называет своей «вокальной матерью». — Т.П. ). Я считаю, что дуэты с эстрадными артистами расширяют зрительскую аудиторию. Но мне кажется, что тот, кто хоть однажды услышал оперу, — не забудет об этом.
Надеюсь, что киевский концерт не разочарует публику. Мы с Владимиром Гришко, музыканты Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины и дирижер Хосе Колладо будем очень стараться...
Организаторы гастролей заверили, что никаких особых пожеланий, а тем более капризов Кабалье не выдвигала. Известно, что Монтсеррат не любит цветов с резким запахом (лилий, гиацинтов, которые могут вызвать аллергию), но обожает розы. Хотя певица не впервые выступает в Киеве, но из-за плотного графика не так уж много достопримечательностей видела. В этот раз она побывает в храмах и церквях, в будущем музее «Украинский арсенал», а также отведает настоящую украинскую кухню — борщ, вареники — в гостях у Гришко. Побывает на приеме у посла Испании в Украине, а после концерта пообщается с Президентом Украины Виктором Ющенко.
Выпуск газеты №:
№66, (2006)Section
День Украины