«Сестра моя, Софія...»
Взгляд сквозь века. Книга об историческом пути Украины и Болгарии, изданная в библиотеке «Дня» два года назад, сейчас еще актуальнее![](/sites/default/files/main/articles/27122018/rkan5057.jpg)
История многомерна. Так же, как и язык. Ключевое слово в названии книги «Сестра моя, Софія», выпущенной в серии «Библиотекагазеты «День» в 2016 году, — это, бесспорно,«София». Но, возможно, только тот, кто внимательно, вдумчиво прочитает этот труд, почувствует, каким многогранным, философским и исторически насыщенным является это слово.
Ведь София — это, во-первых, столица Болгарии, страны, удивительно близкой нам и, к сожалению,еще до сих пор недостаточно известной. Впрочем,в данном случае книга «Дня» дала таки немало интеллектуального «света», для этого, собственно, и работали автор идеи, главныйредактор нашей газеты Лариса Ившина, сотавители, авторы статей — цель достигнута.
Во-вторых, София — этоглавныйхристианский храм Древней Руси, памятник мирового значения, подобно греческому Парфенону или римскому Колизею, умная Ойкумена среди «внешнего хаоса» степного Океана, который со всех сторон окружал Русь-Украину в IХ-ХIII в. (это — мнение выдающегося ученого-философа Сергея Крымского, его статья «Эффект высокого неба» является настоящим украшением книги). Софийский собор — это транслятор античной традиции, вообще культуры в Восточную Европу, Древнюю Украину в первую очередь. И — если обратиться к «животрепещущей» современности — трудно назвать иначе, нежели позором, тот факт, что и доныне под стенами сакрального пространства Софии Киевской проводятся из года в год всевозможные «торжища» и низкопробные развлекательные действа. Речь не только о физическом вреде стенам Софии — не меньше вред культурный, духовный. «День» писал об этом десятки раз.
И наконец, София — это мудрость (высшая мудрость, которая в бытии, в вещах, в отличие от «Логоса», мудрости, которая в голове, — подчеркивал Сергей Крымский). И, возможно, именно эта мудрость в сочетании, безусловно, с силой духа, достоинством, чувством национальной идентичности дала силу и болгарам, и украинцам на протяжении многих веков невероятно жестокой истории, словно птица Феникс (болгары — трижды, украинцы — пять раз), буквально возрождаться из пепла. «Сестра моя, Софія» — и об этом.
Кстати, а почему София — «сестра»? Главный редактор «Дня» так объясняет этот необычный и емкий образ: «История Украины и Болгарии — словно история двух сестер, разлученных в раннем детстве. Которые росли впоследствии в разных «семьях». Вместо того, чтобы нам с Болгарией смотреть друг на друга и изучать, мы очень долго смотрели на Москву. На ту, которая и хотела нас разделить...Всматривались в эту «черную дыру» цивилизации, а черные дыры, как известно, способны затягивать».
Теперь уже не затянет. Никогда. Ни Украину, ни Болгарию — страну хана Аспаруха, Кирилла и Мефодия, Климента Охридского, землю, без мощного содействия которой к нам не пришло бы православное христианство, в целом — христианская гуманистическая культура. Книгу «Сестра моя, Софія» стоит читать хотя бы ради того, чтобы опять обрести основание для столь нужного нынче исторического оптимизма. И глубже понять, какой именно народ непреодолим.
Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
«Привіт Болгарії, що пута вікові
В священній боротьбі розбила
вщент, навіки,
Що виноград ростить і рози
на крові,
Яку пролив народ у єдності
великій.»
Максим РЫЛЬСКИЙ
«Привіт Болгарії, що пута вікові...», 1957 г.
Тот, кто взял в руки эту книгу, сделал правильный выбор. Я убеждена, у Вас будет интригующее путешествие в историю познания страны чрезвычайно нам близкой и в то же время практически неизвестной.
Перед каждым нашим книжным проектом я, как правило, спрашиваю у друзей, знакомых, что они знают о предмете нашего интереса. Когда мы готовили книгу «Повернення в Царгород», моя подруга сказала, что это — ее личное «пространство незнания». Рада, что это пространство удалось заполнить. Когда же у нас возник интерес к Болгарии, она ответила, что тут дела еще сложнее. И вот почему. Молодое поколение украинцев, по крайней мере те из них, с кем приходилось общаться, почти ничего не знают о Болгарии — имеем здесь полный вакуум. Старшее же поколение, сформированное в советское время, имеет абсолютно искаженное виденье истории Болгарии.
Неслучайными были навязанные нам в советское время стереотипы. Мы постоянно слышали: «Курица не птица, Болгария не заграница», «шестнадцатая республика», «Хорошая страна Болгария, а Россия лучше всех» (а, кстати, последние слова — это из песни Исаковского, далеко не бездарного поэта). Однако выяснилось, что Плиска — это не дешевый бренди, а город, где происходили события, которые имели огромное значение для Болгарии и славян. Профессор Степовик говорит, что в соборах Плиски он увидел «украинизмы», — выходит, что болгарские художники проходили стажировку в Киево-Печерской лавре.
Что характерно, несмотря на все усилия советской пропаганды, эти мифы, как показали последующие события, существовали везде, но не в самой Болгарии. В сознании болгарского народа сохранилось знание о себе настоящих. Они продолжали держать эту «нить Ариадны» и всегда помнили о своей государственности.
Эта книга — попытка прояснить наиболее важные вопросы истории Болгарии и через них — еще более точно почувствовать «узлы» непознанной украинской истории. Не случайно наша серия называется «Украина Incognita». Болгария дает нам часть ответов на вопросы об Украине. Если болгарскую историю пытались исказить, то нашу — присвоить. Мы познаем себя такими, какими мы себя раньше не знали. София — это о нас. София — это о них. София — это о новой высоте, которую нужно обрести. Исследуя это цивилизационное пространство, взаимные проникновения, которые происходили тысячи лет назад, мы понимаем, что они до сих пор остаются живы и актуальны.
Здесь уместно процитировать слова Омельяна Прицака, всемирно известного востоковеда, византиниста, славяноведа и норманиста, ученика Агатангела Крымского, из труда «Звідкіль єсть пішла Русьска земля. Спір між норманістами і антинорманістами» (это — вступление в его фундаментальное произведение «Походження Русі». Украинский перевод выпущен издательством «Обереги», Киев, т. 1 — 1997 г., т. 2 — 2003 г.). Прицак ведет речь о том времени, когда болгары соревновались с Византией. Мы часто говорим, что только у нас глобальные катастрофы сопровождали историю, а вот Прицак пишет: «Пока болгары были поганами, опасность с их стороны была достаточно большая, но еще не всесторонняя. Однако появление гордой болгарской версии восточного христианства побудило царя Василия II к быстрому и репрессивному действию. Взвесив, какой серьезной была болгарская задача создать христианскую цивилизацию, способную посоревноваться с византийской, можно понять действия византийского царя Василия II (кстати, шурина (брат жены) Владимира Великого), который обрел титул Болгароубийцы. После 1018 года Болгария перестала существовать как политическая единица, а после 1036-го — также и как культурная». Интересно, что средневековая история Болгарии и древней Украины-Руси развивалась во многом на «противофазах»: подъем одного из государств происходил параллельно с разгромом или упадком другого.
Первое Болгарское царство «завалилось» на 170 лет. Именно в это время в Киеве к власти приходит Ярослав Мудрый и происходит подъем Русьского государства. А в 1187 г. появляется Второе Болгарское царство — возрождается национальное государство. И как раз в XIII в., в то время, когда у нас здесь хорошо «погулял» Батый, — наоборот, Второе Болгарское царство было в периоде расцвета. Потом через 200 лет приходят турки — второе Болгарское царство прекращает свое существование в 1396 году. Страшное иго, 500 лет турецкого господства. Правда, захватчики не трогали Православную церковь, но в каждом селе был бей — это турецкое должностное лицо, которое часто могло быть этническим болгарином, сельский или городской голова, который служил туркам не на страх, а на совесть. Казалось бы, на народе можно ставить крест. Но состоялось апрельское восстание 1876 года, прославились Ботев, Вазов, Левски, другие герои. Возникает сначала княжество, а затем Третье Болгарское царство. Первая мировая война — новый сильный удар. Катастрофа, как считают сами болгары. Потом — Вторая мировая война, и Третье Болгарское царство прекращает существование. Украина в это время после страшного геноцида оказывается между двумя тоталитарными режимами. Советские войска оккупируют Болгарию — все, казалось бы, уже не будет свободной Болгарии. А в Украину советская власть пришла в совсем другом образе — для части народа как оккупант, а для другой части — как освободитель. Дальнейшее развитие — наше в составе СССР, а Болгарии как части Варшавского блока — было гибридным состоянием. Болгарам повезло, потому что у них был Живков, по-своему очень умный и хитрый человек... 1989 год. Живкова мирно снимают, и с президента — философа и антикоммуниста Желю Желева — начинается демократическая Болгария. В Украине — режим намного более жесткий. Так, Шелеста за подозрение в национальных сантиментах не только снимают с должности, но и фактически сажают под домашний арест в Москве с запретом приезжать в Украину. Конечно, в будущем это не могло не отразиться на темпах национального возрождения. По меньшей мере три раза Болгария поднималась после катастроф. Украина же на протяжении своей истории теряла независимость пять раз. Правда, один из этих случаев достаточно контроверсионный, ведь в составе Великого княжества Литовского Украина не только потеряла, но немало и обрела. Следовательно, и у нас, и у болгар есть «опыт Феникса» — как возрождаться из пепла, из ничего.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
В свое время болгарские митрополиты сыграли большую роль при крещении Киевской Руси. А на примере Драгоманова мы видим, какую огромную инвестицию сделала Украина в развитие интеллектуальной элиты, по сути, в будущее Болгарии. Там его воспринимали как члена условного славянского интеллектуального братства. В Софийском университете он создал свою школу, воспитал плеяду учеников-последователей, которые со временем стали «золотым фондом» болгарской науки.
В нашей книге есть очень ценный текст филолога, переводчика, заместителя председателя Союза украинских организаций Болгарии Антонины Якимовой о пребывании Михаила Драгоманова в Софии в 1889—1895 гг. Она отмечает, что болгары понимали и очень ценили политическое мнение Драгоманова, пригласили его преподавать в Софийский университет. Драгоманов был политическим эмигрантом, потому что в Российской империи воспринимался как сепаратист. На него периодически писали доносы. А впрочем, Драгоманов пользовался большой благосклонностью царя Фердинанда, давал ценные советы представителям болгарской политической элиты. В письме Ивану Шишманову (своему зятю, женатому на его старшей дочери Лидии) Драгоманов писал, что «для правильного развития народа нужно иметь либо государственную независимость, либо высокий уровень образования. Трудно, скажете вы, потому что независимость нужна и для организации образования, и это совершенно верно». Из дальнейшего развития событий видно, что в Болгарии прислушались к этим советам. А это, опять-таки, доказывает, что нужно читать Драгоманова не для зачетов.
Драгоманов часто писал об отношениях между славянами, говорил о славянской разъединенности и категорически выступал против мнения, бытовавшего в то время, будто основной причиной этого является «племенная» особенность славян. Он говорил, что причиной разъединенности является то, что славяне позже начали жить исторической жизнью. Причину нужно искать в исторических условиях и сложности интересов, а не в природе славян. И это мнение Драгоманова, подчеркивает один из исследователей, заслуживает внимания и в нынешние, «лукавые для славянских народов дни».
Когда я встречалась в Софии с известным ученым, академиком Василием Гюзелевым, он тоже вспоминал о вкладе Драгоманова, следовательно, в Болгарии все это помнят. Кстати, для меня было приятным открытием, когда он поделился воспоминаниями о том, как у него в Софии не раз гостили уже цитируемый Омельян Прицак и известный ученый, автор книги «Украина между Востоком и Западом» Игорь Шевченко. Кроме долгих разговоров (на темы, очевидно, близкие к теме нашей книги), они любили петь староболгарские песни... Кстати, Якимова сообщает, что после смерти ученого его библиотеку — пять тысяч томов — выкупил Софийский университет. Болгарская исследовательница Петкова считает, что «личная библиотека Драгоманова является уникальной коллекцией иностранной научной литературы гуманитарного профиля. Она является одной из немногих личных библиотек XIX века и единственной в своем роде сохранившейся специальной научной библиотекой университетского профессора тех времен». К сожалению, Украина еще не использовала все достояния, оставленные нам отечественной интеллектуальной эмиграцией. К слову, довольно большая часть в основном англоязычных работ профессора Гарвардского университета Игоря Шевченко до сих пор не переведена на украинский.
...Кстати, еще один штрих о роли личности интеллектуала в истории. Не случайно, что Болгария была первой страной, которая признала Украинскую Народную Республику. А первым послом Болгарии в УНР был зять Драгоманова Иван Шишманов. В мемуарной литературе вспоминается, что он был единственным из послов, присутствовавшим на выпускном вечере той украинской гимназии в Киеве, из которой вышли все ребята-герои Крут.
Болгарам их стойкость гарантировало, в частности, то, что они помнят свою тысячелетнюю историю. Болгарский ученый, академик Светозар Ангелов говорит, что «мы, болгары, воспринимаем наши тысячелетние победы и поражения так, будто это было на наших глазах». Это, на мой взгляд, определяющая черта сознания народа. Это как раз то, чего нам в основном не хватало. Однако теперь, особенно после агрессии России, наметилась позитивная тенденция. Походы Святослава помнят не только в Болгарии, куда, в город Переяславец на Дунае, он хотел перенести столицу Киевской империи. Но и в Украине имеется достаточно большой интерес к личности Святослава Храброго, «запрос на величие», как сказал в интервью нашей газете историк Александр Алферов.
...Сегодня у украинцев возникла мощная потребность исследовать себя в том образе, когда мы были не жертвой, к чему нас последовательно приучали колонизаторы, а активными творцами своей судьбы.
Времена Святослава Храброго, Владимира Великого, Ярослава Мудрого, вся наша давняя история, как выяснилось, — это законсервированная «артезианская скважина», которая способна и сегодня поставлять «живую воду».
Запрос на Святослава — это проявление потребности в экспансии, но в экспансии политической, экономической, культурной. Конкурентной. Памятник Святославу в отвоеванном Мариуполе — это четкий маркер, свидетельство того, что 1000-летняя история возвращается.
Когда работа над книгой уже завершалась, в городе Днипро как раз открылась выставка одного экспоната — «Княжеский меч эпохи Святослава Храброго Х в.». В аннотации к ней организаторы, в частности, вспомнили об археологическом комплексе в Запорожье, который некоторые исследователи считают могилой Святослава. Там, например, были найдены серебряные фигуры орла и льва, которые классифицируются как навершие византийских штандартов. Интересно, как «работает» история! Ведь через полтысячелетия именно здесь, на Хортице, развилось казачество.
Украинцам еще предстоит проанализировать и определиться, какой составляющей в нашем национальном характере больше — имперской или республиканской? Такую своеобразную раздвоенность я шутя назвала манией величия на фоне комплекса неполноценности. В то же время на этот вызов еще нужно ответить.
Когда Болгария переживала сложный посттоталитарный кризис, перейти к демократии ей помог очень смелый шаг. Они избрали на должность премьера наследника болгарского престола, сына царя Бориса, Симеона Борисова Саксен-Кобург-Готского. Он исполнил свою важную роль — восстановил связь исторических времен. Почему бы и Украине в поисках посттоталитарного исцеления не прибегнуть к неординарному шагу — поставить в центр интеллектуальной дискуссии переход к конституционной монархии? По примеру некоторых стран Европы. Вы скажете, что это — утопия? Да, шаг смелый. Но в истории это уже было. Англия (в 1660 г., после Кромвеля), Испания (в 1975 г., после Франко), Швеция (в 1815 г., на престол был приглашен вообще неэтнический швед). Украина тоже имела своих королей. В первую очередь следует вспомнить и великих князей, и короля Данила. А также трагически прерванный Гетманат, ведь Скоропадский был если и не монархом, то уж точно не республиканцем. Хотя это вопрос дискуссионный, Украине все равно нужно ускорить процесс воссоздания элиты.
Так почему бы и нам не обратиться к опыту стран-членов ЕС, значительная часть которых является конституционными монархиями?
В итоге вступление Болгарии в НАТО и ЕС народ поддержал, но прежде всего это было дело и заслуга элиты — небольшой тонкой прослойки, которая смогла обеспечить этот «квантовый прыжок».
Бывший премьер Болгарии — Костов — в интервью «Дню» говорит: «Я — пример того политика, которого уничтожала Россия». Это была цена за исторически важное решение: дать разрешение самолетам НАТО пролетать над Болгарией в Косово, в то же время закрыв свое воздушное пространство для российских самолетов (1999 год). Это огромный поворот, который, кажется мне, в Украине немногие осознали.
Почему Украине не «удалось» — как Болгарии? Возможно, и потому, что у нас не разглядели историческое мгновение, когда у Украины был такой же шанс, но мы не смогли им воспользоваться.
Вспоминаю разговор в начале 2000-х со вторым послом Польши в Украине — Ежи Баром. Он на мое терзание — если Украина — это не Россия, тогда почему сегодня она не там, где Польша, не в ЕС и НАТО? — сказал: «Вы были значительно ближе к эпицентру поражения». Как ни парадоксально это выглядело, 482 года османского ига оставили менее сокрушительное наследие, чем 70-летнее доминирование тоталитарной Советской империи в Украине. Особенно тяжелым ударом был 1933 год: такой катастрофы, как Голодомор-геноцид, не знал ни один другой народ.
У нас потенциально тоже был шанс вырваться и вступить в НАТО, а затем — и в Евросоюз. Это 1999 год. Думаю, каждый может вспомнить те президентские выборы, которые я считаю Рубиконом новейшей истории, и того человека, который хотел «бегемота» вытянуть из постсоветского «болота»...
Один американский журналист сказал мне: проблема Украины в том, что наш Вашингтон погиб в 1933 году. Я придерживаюсь совершенно другой точки зрения, хотя она не менее драматична. Считаю, что наш, украинский, Вашингтон уцелел в 1933 году. Родители Евгения Марчука, уроженцы украинского юга, пережили Голодомор. Они рассыпали на чердаке стакан зерна в полове на тот случай, когда придут искать. И выжили. Потом родили замечательного сына для страны. Но, как у древних греков: настоящей трагедия считается не тогда, когда погибает герой, а тогда, когда погибает Хор. В украинском случае чудом уцелел Вашингтон, но погибла его армия. Не вся армия, конечно, но, думаю, именно электората востока и юга ему как раз не хватило в 1999 году. Этих свободных людей, которые понимают, что такое частная собственность, что такое свобода и что такое Украина. Их уничтожили. И очень часто они были «выдраны с корнями». Целые роды. А затем еще война, послевоенный Голодомор. Это спровоцировало психологическую разорванность поколений, которую быстро не «починить».
А вывод один: необходимо больше усилий, ума, стараний, чтобы осуществить «отрыв», который, к сожалению, до сих пор окончательно не произошел.
К величайшему сожалению, я вижу и у многих болгар непреодоленное прошлое, уязвимость к атакам «русскомира». В Болгарии, кажется, живет уже не одна сотня тысяч россиян, которые, разумеется, требуют себе школ, газет и так далее. Помню, как-то, кажется, в Созополе я увидела в одном из магазинов (а это уже шел второй год войны в Украине) футболку с Путиным и надписью: «Я уже здесь». Становится страшно за них! Очевидно, факт пребывания Болгарии в НАТО и ЕС еще не дает ответы на все вопросы, ведь сейчас Россия своими «гибридными» методами атакует всю Европу. Если перед ней порой не могут устоять и самые большие западные «твердыни» (видим это, в частности, по примерам некоторых представителей немецких и французских элит), понятно, что Россия не будет оставлять вне своего «внимания» и славянские государства. Борьба внутри общества продолжается.
В целом, углубляясь, мы пришли к стратегическому выводу: история Украины и Болгарии — словно история двух сестер, разлученных в раннем детстве. Которые росли впоследствии в разных «семьях». Вместо того, чтобы нам с Болгарией смотреть друг на друга и изучать, мы очень долго смотрели на Москву. На ту, которая и хотела нас разделить... Всматривались в эту «черную дыру» цивилизации, а черные дыры, как известно, способны затягивать.
Как теперь нам реализовать призыв Хвылевого «Геть від Москви»? Должны совершить особенный «гравитационный маневр», «зацепиться» за другую звезду, а еще лучше — за целое созвездие — 28 государств свободной Европы.
Опыт других укрепляет нас в том, что мы абсолютно на правильном пути, и Украина сможет.
И здесь есть огромное пространство для изучения, взаимного усиления друг друга. Несмотря на все катастрофы, болгары выработали свой универсальный рецепт, который исходит от братьев Солунских, от Кирилла и Мефодия, — нужна Культура. Образование. Нужно заниматься народом.
Интерес к Болгарии зарождался, «выбродил» у нас параллельно с работой над книгой «Повернення в Царгород», над украинско-византийским дискурсом. По дороге мы поняли, что в истории Болгарии есть много не известных нам эпизодов. Подтверждение этой догадки я получила во время непродолжительного путешествия в Болгарию. В Созополе и Несебре я почувствовала и сравнила, что нам пытались когда-то показать — как Болгарию и что такое настоящая Болгария. В то же время было впечатление, что, используя современный язык, «пиар» исторического наследия Болгарии не является достаточным. Я была шокирована большими историческими и культурными «залежами». Думаю, знание о них в значительной мере отсутствует не только в Украине, но и в мире в целом. Разве у нас — не такая же проблема? Если, например, говорить о Софии Киевской — адекватно ли ее ценят в мире? А в самой Украине? Ведь речь о памятнике, равноценном Парфенону и Колизею.
София Константинопольская, София Болгарская и София Киевская — это «братство сестер». В свое время это был знак приобщения к цивилизации. Прицак пишет: «После 1036 года Ярослав разбил печенегов, наследников хазар, и основал свою версию Римской империи, с центром в соборе св. Софии в Киеве». По словам Сергея Крымского, София — это твердыня, цитадель цивилизации, это — умная Ойкумена, которая противостоит дикой степи и варварству. Это приобщение было долгом распространения пространства Разума. Ныне наши проблемы, вероятно, частично связаны с тем, что мы уклонились от этого долга, положенного на нас великими предками.
В нашем народе живет притча о Вере, Надежде и Любови как христианских мученицах. Но, как справедливо заметил отец Георгий (Коваленко), основатель Открытого православного университета Святой Софии-премудрости, мало вспоминают имя их матери — Софии. Он считает, что имя Софии — Премудрости Божьей — в свое время не было переведено на украинский язык, и этот символ не так крепко укоренился в народном сознании. А почтение мудрости является самым первым смыслом этой истории, которая должна была стать общей традицией.
Работая над книгой, я в который раз посетила Софию Киевскую... В ее особенной атмосфере, пропитанной мудростью тысячелетий, возник вопрос: почему в сегодняшнем турбулентном мире нарастают признаки как будто «отслаивания» разума? Один из собеседников ответил, словно шутя: может, потому что мудрость — это константа, постоянная величина. А людей — на Земле становится все больше... Выходит, «удельный вес» мудрости в расчете на каждого человека становится меньшим?
С этим нужно что-то делать. Не только потреблять, а вырабатывать новые знания, новые смыслы. Новую духовную Мудрость. Софийность.
Искренне ваша Лариса ИВШИНА
26 августа 2016 года, Киев
Выпуск газеты №:
№235-236, (2018)Section
День Украины