Создаем город для... жизни
Подольский район первым в Киеве получит концепцию интегрированного развития. Каких изменений ждать обществу?Проект «Интегрированное развитие городов в Украине» реализовывается немецкой правительственной компанией Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GMBH еще с 2016 года. Начинался он из четырех областных центров — Винницы, Черновцов, Житомира и Полтавы.
На презентации проекта в Киеве городской голова Виталий КЛИЧКО отметил: «Таким образом мы переходим к комплексному развитию территории. Это не просто очередной план, это новый подход к формированию виденья района, новая система взаимодействия между участниками этого процесса, прозрачный и понятный диалог. К тому же создание концепции интегрированного развития может стать дополнительным толчком для инвестиций».
Городская администрация должна сформировать из представителей своих основных подразделений координационный совет. Совместно с общественными активистами, местными жителями, украинскими и иностранными экспертами он определит приоритетные направления развития территории. После сбора данных, анализа сильных и слабых сторон и элементов, которых не хватает, район или город получает виденье и общие цели развития. Для каждой из них сформулируют стратегии достижения и конкретные проекты.
По словам Матиаса БРАНДТА, директора проекта, исследования имеющихся условий и характеристик Подольского района будут длиться около полугода. Концепция развития на период до 2030 года будет сформирована до следующей осени.
ЛЕЙПЦИГ: ПРОСТРАНСТВО ВМЕСТО МАШИН
Интегрированное развитие городов по сути близко к Целям устойчивого развития, утвержденным ООН на период до 2030 года. В частности, одна из целей №11 призывает развивать постоянные города и сообщества.
В Европе это движение начиналось еще в 2007 году с принятия Лейпцигской хартии устойчивого развития европейских городов. Она ориентировала на сбалансированное развитие и смешанное использование всех кварталов, передвижение на короткие расстояния.
Лейпциг — побратим Киева, его население составляет около 600 тысяч жителей. Сейчас там достаточно развита велоинфраструктура, а трамвайная сеть — вторая в Германии по протяжности после берлинской. «В городе функционируют обновленные заводы Porsсhe и BMW. Однако нет противоречия в том, что город, который производит автомобили, ограничивает их движение на своих улицах», — говорит директор департамента генерального планирования Лейпцига Торбен ХАЙНЕМАНН.
18 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА, КИЕВ. АКЦИЯ «ДЕНЬ ПАРК(ОВКИ)». СТОЛИЧНЫЕ АКТИВИСТЫ ПОДДЕРЖАЛИ ОДНОИМЕННУЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ ИНИЦИАТИВУ: ОНИ АРЕНДОВАЛИ НА ДЕНЬ ЧЕТЫРЕ ПАРКОМЕСТА НА ПОДОЛЕ И НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ ПОСТАВИЛИ КАДКИ С ЦВЕТАМИ, КРЕСЛА И СТУЛЬЯ, СИНТЕЗАТОР, ДАЖЕ ОТКРЫЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ КАФЕ, СОЗДАВ ОРИГИНАЛЬНУЮ ЗОНУ ОТДЫХА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
Немецкий эксперт вспоминает, что в начале 1990-х, после развала ГДР, рынок стал свободнее, поэтому в городе вдвое увеличилось количество автовладельцев. Движение усложнялся построением транспортной сети: большинство дорог отходило от центра города, поэтому он был перегружен. Решение транспортной проблемы власть Лейпцига начала со строительства кольцевых дорог и развития трамвайной и велосипедной сетей. Публичные надземные и подземные гаражи и повышение цены на парковку также должно было уменьшить количество авто на улицах. Старые паркинги постепенно ревитализовывали, часть переоборудовали для велосипедов, добавив ремонтные пункты.
Доступ машин к историческому центру ограничили, зато «запустили» пешеходов на вторичную уличную сеть межквартальных переулков. Со временем там разместились ярмарки и пассажи с магазинами и кафе, которые тоже являются своеобразным туристическим магнитом.
Постсоциалистический упадок коснулся и жилищного фонда. Биргит СИБЕРГЕР, руководительница проектов офиса реконструкции и жилищной застройки Лейпцига, вспоминает, что после развала ГДР население убегало из города — кто на заработки, а кто в пригородную зону, подальше от руин и засилия машин. За десять лет интегрированного развития города возобновили почти половину брошенных зданий, сократили промышленное производство. Власть города решила привлекать общество к улучшению городской среды через временные проекты и соседские инициативы. Акцент сделали на озеленении улиц и разнообразии общественных пространств. Некоторые многоэтажки, в частности старые, приходилось разрушать под шквалом критики, но в итоге освобождение пространства пошло городу на пользу. «Минимум денег и максимум кооперации между властью и жителями могут дать поразительный эффект», — убеждает Сибергер.
УКРАИНА: ЭТАП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Четыре украинских первопроходца едва лишь составили свои концепции интегрированного развития, но их опыт уже может заинтересовать желающих принять проект у себя.
Более 30 тысяч жителей Житомира приобщились к созданию виденья города через фокус-группы, семинары, форумы и другие мероприятия. Еще в 2016 году было определено шесть приоритетных направлений развития. «Эффективный город» — построение конкурентной экономики, кластеров и благоприятного инвестиционного климата, продвижение локального бизнеса на разных уровнях. «Инновационный город» — использование научно-исследовательского потенциала и информационных технологий для развития Житомира. «Комфортный город» — современная инфраструктура, компактность, мобильность, развитие центра города и формирование общественных центров в микрорайонах. «Активный город» — создание среды для самореализации, спорта, туризма и досуга, сохранение историко-культурного наследия и поддержка здоровья жителей. «Зеленый город» — формирование экологического сознания горожан, акцент на энергосбережении, развитие зеленых зон. «Инклюзивный город» — доступная и безопасная среда, а также смарт-управление.
Житомир — один из тех городов, который чувствует отток людей в столицу, и это большой вызов. «Сегодня у нас есть запрос не только на рабочие места, но и на высокий уровень жизни и досуга, инфраструктуру наподобие садиков, школ, — констатирует Дмитрий ТКАЧУК, заместитель городского головы Житомира. — Задача власти — создать в Житомире достойные условия для жизни, для профессиональной и творческой реализации, чтобы его жители связывали свое будущее именно с этим городом».
Полтаву-2030 ее жители представляют как зеленый, уютный и гостеприимный город с экономическим потенциалом, экоэталон. Среди приоритетов — здоровый образ жизни, дружественная, безопасная и толерантная среда, социально ответственное общество, возможности для развития бизнеса, креативных индустрий и образования, диверсифицированная экологически ориентированная экономика. Свой регион полтавчане в будущем будут позиционировать как национальную платформу сохранения украинского наследия и развития современного искусства, привлекательное туристическое направление с широким спектром предложений.
Черновчане хотят через десять лет видеть свой город культурным, туристическим и экономическим центром европейского масштаба, с современной администрацией, привлекательными общественными пространствами, эффективными коммунальными системами и достойными условиями проживания. Особое внимание в виденье Черновцов уделено сохранению исторической структуры города, реставрации и ревитализации архитектурных памятников и развитию территории города до реки Прут.
В Виннице концепцию вот-вот представят горожанам. Она стала логическим продолжением стратегии развития города до 2020 года. Впереди — внесение изменений и длительные дискуссии, но некоторые уроки уже усвоены. По словам Алины ДЯЧЕНКО, директора коммунального предприятия «Институт развития городов» при Винницком горсовете, обмен опытом между городами-участниками проекта очень помог в поиске собственных путей развития.
Плодотворным оказалось и сотрудничество с экспертами от общественности. «Представители общественных организаций имеют достаточно навыков и компетенций, чтобы в своей отрасли собрать заинтересованные стороны и модерировать процесс. Украинский чиновник еще не привык к такой кооперации и привлечению. Активисты в этом плане намного опытнее и эффективнее», — считает Алина.
По ее мнению, главное во время подготовки концепции — сформировать крепкую и профессиональную команду, которая будет передавать горожанам суть проекта. Небольшая книжица с виденьем будущего — не финиш, а всего лишь начало. Чтобы воплотить ее в жизнь, нужно быстро овладевать новыми навыками и учиться доверять друг другу.
Немецкие специалисты советуют киевлянам сосредоточиться на обсуждении совместных целей, найти удачную стартовую точку и тщательно проводить необходимые измерения, не бояться изменений и дополнений к концепции. Они отметили необходимость взаимного доверия и конструктивной коммуникации между властью, бизнесом и обществом. И главное — не бояться, не откладывать, а начинать действовать как можно скорее.
Выпуск газеты №:
№192, (2018)Section
День Украины