Средняя цена

Если говорить о стереотипах, то один из них — представление о той или иной национальной киношколе. Например, о французской. Конечно, распространено мнение, что это в меру эротично, очень весело, актеры и актрисы все необыкновенно красивы, ну и играют — если не Ален Делон, то Бельмондо. К сожалению, отечественный прокат предоставляет не слишком много поводов, чтобы такой стереотип подтвердить или разрушить. Поэтому появление последнего фильма Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?» — событие достаточно уместное.
Потому что сам Блие — и это даже в определенной мере удивительно — во многом отвечает выше отмеченному набору признаков «настоящего французского кино». Его фильмы в основном о мужчине и женщине; они всегда наполнены большим количеством легких, часто даже смешных шуток; эротика здесь есть — но ненавязчивая, легкая, и даже Жерар Депардье тут есть — без него ни один заметный фильм Блие не обходится. Последнее закономерно, потому что именно Блие и сделал Депардье звездой.
Сюжеты его картин не меняются много лет, и построены вокруг двух вечных тем — любви и смерти. Любовь преобладает; но, чтобы сделать все это острее, Блие добавляет в любую историю ощутимую толику язвительной иронии, что время от времени переходит в абсурд. Поэтому и персонажи его кинолент — или маргиналы, мелкие уголовные элементы, или чудаки (кстати, один из самых известных его фильмов, снятый по одноименному роману, так и назывался «Странствия чудаков»). Соответственно, в фильме «Сколько ты стоишь?» все сходят с ума — от любви. Воплощением любви является невероятной красоты проститутка Даниела, которую играет Моника Белуччи. Почти каждое ее появление вызывает настоящий эротический взрыв, вводит всех героев мужского пола в состояние любовной лихорадки. Тело Даниелы-Белуччи — это настоящий объект желания, причем чрезвычайно четкий и заметный. Так выглядят многочисленные наяды и богини на полотнах европейской классической живописи. Тело Белуччи так и светится чувственностью в каждом своем изгибе, движении, интонации — таков уж ее актерский талант. И понятно, почему главный герой по имени Франсуа (Бернар Кампан — весьма одаренный актер, а еще продюсер и режиссер) идет на невероятные выдумки и настоящий риск. Кстати, роботу Кампана необходимо отметить отдельно — он умеет сочетать и мужественность героя-любовника, и в то же время острую характерность, что в актерской среде с ее разделением на амплуа бывает нечасто. Конечно, не обошлось и без Жерара Депардье, — его, в роли великодушного гангстера Чарли, Блие использует для создания классического любовного треугольника. Вот, собственно, на этой нехитрой конструкции фильм и держится.
Конечно, все заканчивается хорошо, даже несерьезно, но и фильм слишком несерьезный, к сожалению, даже для Блие. Его умение придерживаться гармонии между комедией и драмой, между романтикой и насмешками над этой романтикой, которое, собственно, и принесло ему всемирную славу, тут оказалось заметно нарушеным. Слишком гламурно, слишком водевильно. Похоже на обложку «стильного» (ужасное слово именно в искусстве) развлекательного журнала. Очень уж как-то поверхностно, скороговоркой, без лишних волнений. Обычная французская лирическая комедия, в полном соответствии со всеми теми надоевшими стандартами. Хороший результат для любого, но только не для Блие.
Но актеры таки красивые. И некоторые шутки смешные. Ну, то есть посмотреть можно.
Выпуск газеты №:
№126, (2006)Section
День Украины