Старая игра в новую смету с прогнозированным результатом
Но парламент и страна в целом хотят от бюджета несколько иного. Во-первых, большей реальности. А во-вторых, большей социальной направленности. Эти требования столь же противоречивы, сколь и взаимосвязаны. В этом плане характерна ситуация с минимальной зарплатой и чертой малообеспеченности. В хитросплетении интересов, где постоянно воюют, заключая ситуативные союзы и сделки чуть ли не с каждым депутатским голосом не только импортеры и экспортеры, но и группировки поменьше — кланы, «холдинги», землячества, отраслевые лоббисты, и рождается обычно украинский бюджет. Роды идут медленно, и дитя появляется на свет, как правило, ущербным. Эксперты предрекают, что, несмотря на декларации правительства о стабилизации ВВП, который в следующем году в соответствии с проектом бюджета должен даже на 1% подрасти, при самом лучшем раскладе он сократится на 1%. Ибо рост, предусматривавшийся на нынешний год, обернулся спадом. За 10 месяцев промышленное производство сократилось на 0,8%, тогда как в январе–сентябре 1997 г. — на 0,3%. Все думали, что падать уже некуда, а оказывается резервы в этом еще не исчерпаны. В текущем году падение ВВП составит, по оценке экспертов, 1,7%. Инфляция достигнет 20%. При самой сильной бюджетно-финансовой политике правительства в будущем году она опустится до 12%.
Госналоговая администрация уже разработала 13 проектов указов Президента, направленных на ликвидацию налоговых льгот и всевозможных лазеек в законодательстве. Но, как показывает практика, Кабмин, наоборот, постоянно увеличивает их количество.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ
Заместитель председателя Счетной палаты Виталий Мельничук отметил, что каждый новый бюджет у нас хуже предыдущего. Если бюджет-97 был принят с большим опозданием и его неудачу списали именно на это, то бюджет-98 был принят вовремя. Однако его выполнение, по словам В.Мельничука, ничуть не лучше.
Доктор экономических наук Виктор Найденов считает, что бюджет-99 свидетельствует о том, что правительство не собирается решать главную проблему страны — ликвидацию платежного кризиса. Бюджет будет работать точно так, как и в прошлом году, поскольку не ставит своей целью запуск производства. Если монетарная база повышается на 11%, то монетаризация экономики даже понижается. По мнению В.Найденова, предусмотренные проектом бюджета ВВП и доходы бюджета нереальны. Он назвал нынешний бюджет просто сметой, где отсутствуют разумные приоритеты и разумная политика.
Выпуск газеты №:
№220, (1998)Section
День Украины