Суверенитет по-украински
О том, что изменят кредиты МВФЗамечаете, как с каждым днем верхняя граница валютного коридора — 4,6 грн. за $1 — становится все ближе? Еще бы, это замечают все. Но используют по-разному. Что ни говори, а левые удачно подгадали момент для наскоков на МВФ. Причины их игры на понижение гривни давно известны и компактно вписываются в афоризм «чем хуже, тем лучше». А еще хуже может быть совсем скоро — у Нацбанка практически не осталось ни сил, ни средств для контроля ситуации (по некоторым подсчетам, сам резервный фонд НБУ сегодня составляет лишь $360 млн.).
Нацбанк сегодня должен так хитро прогнуться, чтоб и гривню до конца года удержать в коридоре, и валютный рынок либерализовать, и сохранить хоть более-менее приемлемый уровень своих валютных резервов как доказательство суверенности государства. Любопытно, что последние правдивые заявления главы Нацбанка в парламенте о том, что Украина уже 18 (!) месяцев не может занять денег у внешних частных кредиторов, что «опускать планку резервов совершенно недопустимо», что кредиты МВФ на сегодня ЕДИНСТВЕННЫЕ и БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ источники неинфляционного финансирования бюджета и резервов НБУ, стали ярким свидетельством тому что, если МВФ денег не даст, гривне будет большая «гайка», и тому, что наш суверенитет уже не совсем то понятие, которое означает независимость. Сегодня наша зависимость от внешнего финансирования настолько очевидна, что лицемерить все сложнее и сложнее. (Иллюстрацией к такому выводу могут быть хотя бы прорвавшиеся во вторник эмиссионные заявления премьера).
Сегодня наша экономика в таком «минусе», что не выдерживает ни производство, ни бюджет, ни банковская сфера, ни архидипломатичный глава НБУ Виктор Ющенко. «Торговые, платежные и бюджетные диспропорции — это диспропорции публичной власти (! — Авт.), а никак не ошибочное решение финансовых институтов», — заявил он с парламентской трибуны...
Теперь возникает вполне логичный вопрос: даже если МВФ сделает вид, что «не заметил» левых волнений в парламенте и таки возобновит кредитование, смогут ли наши «публичные власти» правильно им воспользоваться? Сомнения возникли не на пустом месте — по словам того же главы НБУ, с 1994 года МВФ предоставил Украине кредитов на $2,6 МИЛЛИАРДОВ. И где эти деньги? В украинских товаропроизводящих отраслях не замечены. Кто, собственно, их «проел»? Мы — не имеющие отношения к «публичной власти» — их вообще не видели (хотя расплачиваться, в конечном итоге, придется нам — налогоплательщикам)...
Вчера утром парламент все-таки предложил Кабмину и Нацбанку постепенно привести текст Меморандума экономической политики между Украиной и МВФ в соответствие с действующим законодательством. А Кабмин назначил вице-премьера Сергея Тигипко координатором работы правительства с международными финансовыми организациями.