Перейти к основному содержанию

Светлая пастораль

На фестивале Новой музыки IV «Книжного Арсенала» прозвучала премьера вокального цикла «Піснеспіви» В.Сильвестрова на стихи Т. Шевченко
15 апреля, 11:58
ФОТО НАДАНО МИСТЕЦЬКОЮ ФУНДАЦIEЮ "НАШЕ"

В зале Арсенала высокие своды, кирпичные стены, возносящиеся ввысь колонны. И когда камерный хор «Киев» под управлением Николая Гобдича, завораживая слушателей безупречным пением a capella, исполнял «Піснеспіви», не покидало ощущение — мы в старинном храме. А поскольку храм — это собрание устремленных к добру людей, то именно так все и происходило, и Кобзарь был с нами.

— «Реве та стогне Дніпр широкий...» из ранее написанного триптиха я поставил в начале цикла, — рассказал Валентин СИЛЬВЕСТРОВ, — чтобы подчеркнуть, какое время мы сейчас проживаем, и передать гневный настрой украинского народа против кремлевских оккупантов. В цикл входят элегия «Минають дні, минають ночі...», пастораль «Садок вишневий коло хати», псалом «Все упованіє моє...» и вечерняя песня «Зоре моя вечірняя». Почему в таком сочетании — печальная элегия, светлая пастораль? Шевченко, конечно, борец за свободу, у него даже богоборческие стихи есть, хотя он был глубоко верующим человеком. Но его волновали не только социальные проблемы — нежный, тонкий лирик, он был озабочен важнейшим вопросом мировоззрения: как человеку жить на этом свете. И фрагмент из поэмы «Мария» — это настоящая молитва, в которой поэт уповает на милосердие Божьей Матери и дает ей обещание: «А я, незлобний, воспою, як процветуть убогі села...».

Цветущие деревья соединили первую и вторую части концерта: певица Инна Галатенко и пианист Олег Безбородько, исполняя песни на стихи классиков мировой поэзии, начали выступление с пасторали «Садок вишневий...», и тот же текст, вдохновивший композитора на новую мелодию, в сольном исполнении прозвучал трогательно и нежно. В удивительном тембре сопрано Инны Галатенко открывается столько оттенков хрустальной чистоты, что лирические шедевры Тараса Шевченко, Павла Тычины, Леси Украинки, Пауля Целана, Афанасия Фета, Михаила Лермонтова вновь обретают живую душу в момент пения. А партия Олега Безбородько — это не аккомпанемент в обычном понимании, а постоянная взаимосвязь, когда в диалоге голоса и рояля одна мелодия переходит в другую, и в финале конец фразы певицы как будто «допевает» пианист, продлевая ее соло. Дуэту удалось передать ту невероятную экспрессию, которая таится в тихой музыке Сильвестрова, как звенящая струна смысла.

Концерт явился совместным проектом организатора фестиваля — Музыкального агентства «Ухо» и издательства «Дух і Літера». Константин Сигов, директор издательства, рассказал о новом издании украинского перевода книги «ΣΥΜΠΟΣΙΟΝ. Зустрічі з Валентином Сильвестровим» с прилагаемым диском «Багатели» (21 диск последнего десятилетия — в одном DVD) в исполнении композитора. И представил гостя вечера — Жоржа Нива (Швейцария), выдающегося слависта, историка литературы, почетного профессора многих европейских университетов. В Киев ученый приехал для участия в научном семинаре «Опір комуністичному режиму: досвід дисидентства» проекта «Европейский форум» Дипломатической Академии Украины и издательства «Дух і Літера», принял участие в круглом столе на тему «Литература и границы» в рамках «Книжного Арсенала», а затем выступил с лекцией в Харькове. После концерта Жорж Нива сказал, что был счастлив услышать музыку Валентина Сильвестрова и поблагодарил за очень высокий уровень исполнения.

Кстати, в Большом зале Московской консерватории должна была состояться премьера Восьмой симфонии Валентина Сильвестрова под управлением известного дирижера Владимира Юровского, но после аннексии Крыма Валентин Васильевич отказался от исполнения своей музыки в России и отменил запланированный концерт. Так маэстро — своей музыкой и поступками — учит нас бесстрашию. А еще, говоря словами Тараса Шевченко, «серцем жити і людей любити».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать