Талон на честность
Как власть и общественные активисты пытаются упорядочить систему паркования автомобилейЗаконопроект №5364, направленный на реформирование системы паркования, уже принят в первом чтении. Главная идея — введение привлечения недобросовестных водителей к административной ответственности с помощью независимых автоматизированных систем. «Основная цель — начать приучать водителей выполнять правила дорожного движения и платить за парковку. Приведя в порядок эту сферу, мы разгрузим дороги и улучшим жизнь жителей городов», — считает Павел ФРОЛОВ, главный консультант аппарата Верховной Рады Украины, один из авторов законопроекта. Ответственность за реформирование системы возлагается на местную власть. Поэтому именно она будет определять размеры штрафов и другие виды наказаний для нарушителей на колесах.
Ныне рабочая группа прорабатывает внесенные депутатами правки и пытается сохранить его антикоррупционную составляющую. Коррупционные риски есть не только при наложении штрафов, но и во время оплаты за паркоместо. Киевская власть уже предприняла первый шаг к изменениям и решила убрать наличность из этой сферы. С недавних пор водители могут оплачивать парковку только через паркоматы, SMS или месячные талоны, приобретенные в точках продажи прессы или информационных киосках (больше об этом в материале «Прощание с парковщиками» №145-146 «Дня» за 18-19 августа этого года).
Еще до этого нововведения общественные активисты в рамках проекта «Честная парковка» попробовали оценить загруженность центральных площадок и возможные объемы оплаты за парковку на них. В то же время проект имел просветительскую миссию — научить водителей пользоваться безналичными способами оплаты.
За время работы мониторов поступления средств в бюджет из «честных» парковок выросли в несколько раз. Однако было и немало курьезов, недоразумений и даже угроз со стороны тех, кто видел в активистах препятствие для своего «бизнеса». Парковщики, которые должны были исчезнуть с площадок после 10 августа, не всегда оставляли позиции «без боя». «Есть схемы, выгодные и для парковщиков, которые собирают «черную» кассу, и для людей, которые нарушают правила парковки, — рассказывает один из общественных мониторов Павел КУЧАПИН. — Однако большинство водителей готово платить честно. Поэтому демонизировать всех тех, кто паркуется в центре, неправильно».
Активисты отмечают: подготовительная работа на местах очень важна для быстрых и эффективных трансформаций сразу после принятия законопроекта. По их мнению, стоит также инициировать обсуждение привлечения инвестиций для создания и обустройства удобных площадок-парковок.