Перейти к основному содержанию

Тайна «даты рождения»

В Национальном историко-культурном заповеднике «София Киевская» состоялся круглый стол, посвященный датированию легендарного памятника
08 февраля, 21:47
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Вряд ли стоит говорить, какое исключительное место в украинской истории, духовности и культуре занимает прославленный Софийский собор — «Митрополія Руська», высший символ как культурно-образовательных достижений, так и государственного величия и мудрости Киевской Руси. Это — наше нетленное послание к вечности, наш бессмертный корень, откуда украинский народ веками черпал и, несомненно, еще будет черпать мужество, вдохновение и силу духа. Вот почему все, что касается истории Святой Софии, в частности, бесспорно, ее реальной и официальной даты сооружения — является не просто абстрактной, академической проблемой, важной лишь для специалистов-историков, а представляет довольно большой общественный интерес.

Именно из-за этого круглый стол «Датирование Софии Киевской в свете новейших фактических данных», который состоялся на днях на территории знаменитого собора, стал нерядовым общественно-культурным событием. Дело еще и в том, что исследователи Национального заповедника «София Киевская» (эта точка зрения активно поддерживается и директором этого научного учреждения Нелей Куковальской), на основе заново проанализированных и открытых фактических данных, предлагают очень существенное уточнение датирования Святой Софии.

Речь идет о том, чтобы считать годом ее сооружения не 1037-й, как это, с традиционной ссылкой на «Повесть временных лет», принято считать (точная цитата из «Повести»: «Заложи Ярославъ городъ великый Кыевъ, в него же града врата суть златая, заложи же церквей святыя Софья, премудрость Божию, митрополью»), а год 1011-й. Послано соответствующее обращение к 35-й Генеральной Конференции ЮНЕСКО с предложением считать следующий год юбилейным и отмечать 1000-летие сооружения легендарного Собора именно в год 2011-й.

Понятно, что такое ответственное решение, если оно действительно будет официально принято соответствующими институтами, требует солидной научной аргументации. Она была представлена сотрудниками Национального музея: Вячеславом Корниенко, кандидатом исторических наук, который посвятил исследованию памятников Собора (в частности, знаменитым граффити) не один десяток лет; Тамарой Рясной, заведующей сектором научно-методической работы заповедника, и рядом других ученых. Для того, чтобы читатель мог сам судить об обоснованности аргументации, приведем ее обстоятельно.

Итак, сначала о граффити Святой Софии. Вячеслав Корниенко (кстати, он отметил, что это памятник не книжной письменности, а изобразительного искусства, и поэтому здесь необходима совсем другая методика — она называется эпиграфикой — чем при исследовании письменных текстов) объявил свои выводы о датировании этих граффити. Так, по его мнению, записи можно датировать так: 6529 год от «сотворения мира» (то есть 1021 год нашей эры), дальше, соответственно, 1022 (или же 6530-й) год, 1028 и 1033 годы (эти знаки, хотя и очень повреждены, в целом могут быть идентифицированы). Правильность прочтения, сказал господин Корниенко, может быть подтверждена контекстным анализом. А именно: на одной из фресок находится так называемый «эсхатологический календарь» (то есть календарь, с помощью которого человек в те времена мог вычислить дату так называемого «конца света»). Так вот, по расчетам В. Корниенко, граффити свидетельствуют, что пик эсхатологических ожиданий приходился на особый праздник Пасхи — так называемую «Кириопасху», — датированный 1022 годом. Этот факт, а также в целом исследование всего комплекса изображений, по мнению ученого, однозначно свидетельствует, что Софийский Собор был действующим храмом уже в 20-30-е годы ХІ века, то есть несколько раньше, чем считали в советские годы.

Историк Тамара Рясная напомнила в своем выступлении, что над арками собора, под куполом, в 1634 году, во времена митрополита Петра Могилы была сделана надпись — художественно оформленный текст, летопись истории Собора. Этот текст гласит: «Изволением Божиим почав діятися сей премудрости Божией храм, лето 1011 року». Причем Петр Могила имел в своем распоряжении архивные материалы, которые, к сожалению, были уничтожены более поздним пожаром. Следует учесть и то, что летописи, которые сохранились, испытали несколько редакций и отдалены от времени сооружения Софии тремя или четырьмя веками. Летописная запись «Повести временных лет», по мнению историка, это, в сущности, условный панегирик Софии (потому что под датой «1037 год» говорится о Софии как уже давно действующем соборе. Пусть читатель, обратившись к приведенной несколькими абзацами выше цитаты, судит о справедливости этого вывода).

Еще аргумент: в знаменитом «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (по мнению специалистов заповедника «София Киевская», датировать «Слово» следует 1022 годом) говорится о «Доме Божьем великом святом его премудрости» и сохранилось свидетельство о завершении Ярославом Мудрым дела отца, Владимира, подобно тому, как библейский царь Соломон довершил деяние отца своего, Давида, построив величественный храм. Причем в «Слові» Иллариона София вспоминается как действующий храм. Кроме этого, «Хроника» Титмара Мерзебургского (путешественника и религиозного деятеля ХІ века) тоже фактически удостоверяет функционирование в Киеве митрополичьего Софийского монастыря (в таком случае был и собор). Как известно, Титмар Мерзебургский умер в декабре 1018 года. Как доказательства, участники круглого стола приводили также и письменные свидетельства позднего Средневековья, в частности, записки Мартина Гроневера (путешественника, львовского купца немецкого происхождения) в 1584 году или известные мемуары путешественника и дипломата Эрика Лясоты в 1594 году, который прямо указывал, что «построена она (София) царем Владимиром».

Поэтому дадим слово специалистам, которые сумеют в будущем оценить значимость вышеприведенных аргументов (следует прибавить, что определенная часть специалистов институтов истории Украины и археологии НАН Украины считает, что для пересмотра датирования Софии пока еще нет оснований). Есть и достаточно радикальные утверждения участников круглого стола, например, «летописные датирования являются тенденциозными, отражают не реальные факты, а стремления привязать их к определенному «выгодному княжению». Но прочитаем, например, отрывок из «Повести временных лет» года 1034-го. Вот что там говорится: «І зійшлися (Ярослав с печенігами. — И. С.) на місці, де нині Собор святої Софії — митрополія Руська, — а тоді було там поле за городом. І була сеча люта, і ледве здолав надвечір Ярослав. І побігли печеніги врізнобіч, і не знали куди біжать».

Следовательно, перед историками и археологами — огромный пласт исследований. Не спешим с выводами, поскольку проблема слишком серьезная и важная. Идет речь не о рядовом, малоизвестном объекте — о нашей Софии Киевской!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать