Тоталитарный театр Сталина: что за занавесом?
Перед началом «круглого стола» его участники прослушали аутентичную запись речи Иосифа Сталина на встрече с избирателями в 1937 году, а также выступления «трудящихся». Эта запись стала камертоном разговора, максимально приблизившим нас к тому времени.
30 лет правления Сталина на просторах нашей бывшей общей Родины — СССР — это сплошной мартиролог, но украинцы имеют к Вождю особый счет: миллионы замученных голодом, репрессированных, уцелевших, но духовно искалеченных... Разве это можно забыть? Но почему же и сейчас имя его на устах? Как сказал Семен Глузман: «Это не только тяга к твердой руке. На самом деле, это привычка миллионов людей к поиску одного простого решения...» Такие лидеры, как Сталин, Ленин, Гитлер «никогда не думают о маленькой родине. Они всегда думают о Вселенной, о большой или маленькой стране... поэтому возникает необходимость, конечно же, в немедленном счастье, а соответственно — в немедленной тюрьме для тех, кто не хочет этого».
Но, кроме морально-эмоциональной оценки деяний Кремлевского Горца (она необходима, но явно недостаточна), крайне нужна оценка, так сказать, историко-аналитическая, взвешенная и холодная. Известно, что Сталин был одновременно и гениальным актером, и прекрасным режиссером собственного тоталитарного театра, где лились океаны настоящей, человеческой, не бутафорской, крови. Какие конкретно «фирменные» приемы он при этом использовал? Как смог низвести народ, именем которого клялся, к роли бессильного, немого статиста при совершении преступлений? Было ли особым сталинское отношение именно к Украине? Или сейчас нет желающих изучить наизусть эту ужасную «пьесу» и ее главные «роли»? Какие методы использовал Сталин, чтобы сломать непокорную интеллигенцию?
Вот комплекс непростых, трудных вопросов, на которые во время «круглого стола» «Дня» стремились ответить выдающиеся украинские ученые и общественные деятели. Материал о «круглом столе» читайте в номерах «Дня» от 28 февраля и 5 марта 2003 года.