Трагедия безумной любви
На прошлой неделе «1+1» удивил тем, что дал в эфир две телепрограммы по исследованию одного и того же факта. Сначала шло обсуждение этого случая в ток-шоу «Без табу», а потом демонстрировался телефильм Анатолия Борсюка как журналистское воссоздание случившейся трагедии, что вызывало некоторое недоумение. Казалось, было бы куда логичнее для начала рассказать саму историю, а потом уже ее обсуждать с гостями и телезрителями. Но история-то очень непростая, как могло бы показаться на первый взгляд. Чтобы понять, почему трое взрослых людей заморили голодом трехлетнюю Анечку и пятилетнюю Лизу, ради чего эти взрослые заперлись в своей квартире и тоже голодали, фильма было явно недостаточно. Насыщенный видеоряд сопоставлял в фотоснимках смеющихся малышек и вроде бы довольных своей жизнью взрослых с телами этих людей после смерти. Оставшаяся в живых мать девочек смотрела с экрана телевизора, стараясь рассказать на доступном для всех нас языке о случившемся. Оказывается, семья таким образом решила попросить у Бога нечто очень важное для нее, но что именно, Светлана говорить не хотела. Понять особое видение мира этой женщиной оказалось сложным даже для психологов. Перед ними предстала личность, способная мыслить довольно логично, мучительно ищущая смысл жизни. Светлана на «отлично» училась в школе, вузе, занималась музыкой, прекрасно играла в шахматы и в то же время дошла до такого абсурда в своем миропонимании. Психологи не увидели в ней сумасшедшей, а только отметили наличие серьезных психологических проблем. Откуда эти проблемы у нее, ее мужа и свекрови? А может, где-то в зародышевом состоянии они заложены и в ком-то из нас, а в нашей обычной действительности есть силы, провоцирующие такое развитие событий? Ольга Герасимьюк «цитировала» эпизоды из фильма, пригласила к участию в передаче и его автора, и тех, кто расследовал преступление, и священника, психологов, соседку этой семьи и даже учительницу отца девочек. Слепая любовь матери и жены не дали возможности женщинам критически отнестись к идее Артура, которого каждая по-своему боготворила и в котором видела человека более чем необыкновенного. Не потакаем ли мы развитию таких черт у своих близких и как определить границу разумности любви? Просмотр «Тени креста» после обсуждения проблемы в студии выводил осмысление причин трагедии уже на третий этап — продолжение зрительского исследования поднятой темы. Ведь если в случившемся остановиться только на определении виноватого, то со временем мы можем столкнуться с проявлением чего-то подобного, но уже в каких-то других формах, пусть и не таких страшных.
Выпуск газеты №:
№212, (2002)Section
День Украины