Трагедия «Иволги». Выводы
Эксперты: «Украине нужно создать аналог Береговой охраны США»Украина приходит в себя от одесской трагедии, где за 400 метров от берега моря поблизости пгт. Затока перевернулся и затонул прогулочный катер «Иволга». Погибло 14 человек, еще 22 удалось спасти. Вместе с тем в сообщении облуправления МВД отмечено, что милиция проверяет информацию о возможном пребывании на судне еще нескольких человек, которую стражи порядка получили от спасенных после аварии пассажиров судна.
«Если бы капитан придерживался инструктажей, на судне не было бы 36 человек. Тогда было бы потенциально достаточно и плота, который выдержал 14 человек», — говорит о трагедии министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
В телефонном разговоре владелец затонувшего судна признал, что «вышел с почти трехкратной перегрузкой по количеству пассажиров», — говорит о причинах трагедии заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Васьков. По словам чиновника, капитан также не отрицает, что вышел с незаконной базы стоянки. Теперь стражи порядка начали производство по признакам уголовного правонарушения (ч.3 ст.276 нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта) Уголовного кодекса Украины. Наказание за это — лишение свободы на 5—10 лет.
Одесская трагедия показала слабые места украинского моря. Очевидно, хромает и контроль за выходом судов, иначе как могли выпустить судно с почти трехкратным превышением количества пассажиров на борту? Уже традиционно только после трагедии власть начинает что-то делать. Так, Мининфраструктуры готовит предложения по закупке новой дополнительной техники для спасения людей на море и реках. Кроме того, по словам Васькова, уже начались внеплановые проверки малых судов по всем местам базирования подобного флота.
КОММЕНТАРИИ
Валентин ВИШНЕВСКИЙ, исполнительный директор общественной организации «Ассоциация морского права Украины»:
— Нельзя установить причину трагедии просто на основании новостийных сводок. Нужно комплексное расследование по процедурам, установленным международной морской организацией. Только тогда можно сказать, кто виноват. Думаю, что после этого расследования увидим, что причина была не одна. Главное как сделать, чтобы в дальнейшем не было таких подобных ситуаций.
Повлиял ли мораторий на проверки бизнеса на эту ситуацию? Есть вероятность, что мог, равно как и нет. Но говорить об этом рано до момента завершения проведения полноценного расследования. И я не думаю, что это было ключевым фактором. Море — это всегда непредсказуемая ситуация, потому риски существуют всегда.
Виктор ЛИСИЦКИЙ, президент ассоциации «Укрсуднопром»:
— Человечество выработало единые правила работы на море. Я больше, чем уверен, что все эти правила прописаны во всех документах соответствующих органов в Одессе. Очевидно, что их нарушили грубо и неоднократно. А море не любит этого. Есть несколько очевидных промахов. Первый — капитан грубо нарушил норму о приеме на борт пассажиров. Он принял больше, чем то количество, на которое рассчитано судно. Он это хорошо понимал. Второй — почему выпустили перегруженное судно в море. Это прямое нарушение закона и ответственные должны нести наказание. Третий — на это судно был лишь один спасательный плот. Четвертый — у нас с советских времен отсутствует служба, которая работала бы на опережение, аналог Береговой охраны США. Ее нужно создать в Украине и предоставить ей право арестовывать суда.
Выпуск газеты №:
№189, (2015)Section
День Украины