Учителей научат бороться с булингом
В мае для педагогов младшей школы начнет работать проект «Недискриминационный подход в учебе»
Тема дискриминации, распространения стереотипов, травли (булинга) в школе крайне актуальна. По данным ЮНИСЕФ, 67% детей во время учебы в школе испытывают дискриминацию и травлю. Болезненным этот вопрос является и для учителей — 63% опрошенных в Украине учителей признали это проблемой, чувствуют бессилие перед таким проявлением насилия в классах.
Чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, лучшие эксперты по вопросам недискриминации решили создать для учителей учебный курс, который позволит разобраться во многих вопросах. Главная цель — сделать школу безопасной для всех. Идет речь об онлайн-курсе «Недискриминационный подход в учебе». Он будет состоять из девяти модулей, в которых учителям и родителям будут давать практические советы, как противодействовать дискриминации в школах.
Поскольку, по наблюдениям специалистов, все начинается в младшей школе, решили начать с первых четырех классов.
«Идея — не только рассказать, как противодействовать насилию, но и оказать поддержку психологов, коррекционных педагогов. Они будут объяснять, давать рекомендации в онлайновом режиме всем желающим. Также будет платформа для того, чтобы ребенок в реальном режиме мог написать письмо, рассказать свою историю и получить советы, — говорит инициатор и автор курса, глава ОО «Студена», гендерная активистка Анастасия МЕЛЬНИЧЕНКО. — К сожалению, для нас является нормой, когда человек иной, то это «забивается» силой. Школа дискриминирует и навязывает стереотипы ко многим важным вещам в жизни. К счастью, дети, младшее поколение — еще не закомплексованы. Нужно влиять именно на них: уловить тот момент, когда дети не переняли наши стереотипы, а учителям показать, что такое дискриминация и как ее избегать». Активистка рассказывает, что наибольшее количество из свыше 1400 опрошенных учителей выявили интерес к тому, как противодействовать травле.
Программа курса включает такие темы: критическое мышление и критическая педагогика, разъяснение на примерах содержания понятия «дискриминация» и толерантность», виды дискриминации, также — вопрос разных видов насилия, противодействие им, а также — все вопросы, которые касаются гендера.
«Учитель — человек, который может снять вопрос доминирования, сделать территорию школы территорией безопасности и уважения. Когда есть ситуация травли, то, к сожалению, школа в основном перекладывает ответственность на человека, которого травят. Потому что с одним человеком легче — просто «убрать», выжить его. От этих принципов нужно отходить. Нужно приучить школу к ответственности большинства. Большинство должно дать пример позитива. Соблюдение прав и свобод начинается в школе», — убеждена соавтор курса, специалист по вопросам защиты прав человека, посол доброй воли ООН Лариса ДЕНИСЕНКО.
Пани Лариса заметила, что учителя тоже сталкиваются с булингом, поэтому определенные знания, навыки и поддержка им также нужны. В этом ее поддержали коллеги, которые проводят тренинги по ненасильственному общению. «Учителя — очень разные, некоторые имеют свои предубеждения, которые часто тяжело «сдвинуть». Но наш опыт работы показал, что даже самые предвзятые изменяют понемногу свои позиции», — говорит тренер по вопросам противодействия насилию ОО «Донбасс SOS» Галина КОРНИЕНКО.
Бесплатный открытый курс будет доступен на образовательной платформе EdEra. Его планируют презентовать ориентировочно 4 мая — в Международный день противодействия травле.
Выпуск газеты №:
№56-57, (2018)Section
День Украины