Перейти к основному содержанию

Украина на Биеннале-52: наконец не оскандалимся?

19 февраля, 20:19
ВО ВРЕМЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА: ВИКТОР СИДОРЕНКО (ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА), ПИТЕР ДОРОШЕНКО (ПРЕЗИДЕНТ PINCHUK ARTCENTER, КОМИССАР УКРАИНСКОГО ПАВИЛЬОНА НА БИЕННАЛЕ), ДМИТРИЙ ЛОГВИН (ДИРЕКТОР PINCHUK ARTCENTER), АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ (КУРАТОР PINCHUK ARTCENTER И УКРАИНСКОГО ПАВИЛЬОНА НА БИЕННАЛЕ) / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Участие Украины в Венецианской (в этом году — 52 й) Биеннале приобрело, наконец, конкретные очертания. На прошлой неделе в помещении «Пинчук-Арт- центра» («PinchukArtCentre») были объявлены участники и концепция проекта.

Собственно, именно эта структура и является организатором, а Президент Центра Питер Дорошенко — комиссаром украинского павильона. Сам проект называется «Поэма о внутреннем море» и определенным образом отталкивается от названия фильма «Поэма о море», снятом по сценарию Александра Довженко. Как уверяют организаторы, целью проекта является демонстрация общего видения авторов и их стремления исследовать новые роли художников в обществе; выставка также даст возможность взглянуть на Украину как изнутри, через работы отечественных художников, так и снаружи — благодаря произведениям иностранных творцов.

Собственно, именно этот своего рода двойной ракурс представляется важнейшим. Ведь среди участников художники как украинские (или украинского происхождения) — Борис Михайлов, Сергей Братков, Александр Гнилицкий, Леся Заец, так и зарубежные — Юрген Теллер (Германия — Великобритания), Марк Тичнер и Сэм Тейлор-Вуд (оба — Великобритания), американец Карлос Ролон (артистическое псевдо — Dzine). Выбор украинской части кажется вполне мотивированным. Так, Александр Гнилицкий свои работы строит на довольно эффектных визуальных жестах, что важно именно для Биеннале, где в первую очередь необходимо привлечь к себе внимание, прибегнув даже к определенному аттракциону. Гнилицкий покажет расширенную версию видеоинсталяции «Комната», созданной в свое время в соавторстве в рамках «Института нестабильных мыслей». Работа представляет собой комнату, где благодаря проекции на стены постоянно меняются детали интерьера, появляются и исчезают предметы, окна, в которых, в свою очередь, мелькают различные пейзажи и тому подобное. Что же касается Браткова, то он стал известным благодаря провокационным фотороботам, где касался самых разнообразных тем — от социальных до половых. К Биеннале он готовит новую серию, которую снимает в промышленных зонах.

Но самая большая удача проекта — безусловно, привлечение Бориса Михайлова в качестве именно украинского художника. Этот фотохудожник, который родился и значительную часть своей жизни прожил в Харькове, а сейчас живет в Берлине, не нуждается в излишних рекомендациях в мире современного искусства. Его, на первый взгляд, простым фотографиям, которые фиксируют скромную, повседневную жизнь, присуще качество почти метафизического откровения; зафиксированная на них будничная действительность вдруг обретает самодостаточность, словно другая, далекая цивилизация. На таком мощном фоне трудно выглядеть достойно, но, впрочем, и зарубежные участники, судя по тем их работам, которые уже экспонируются в залах Центра, способны удачно и профессионально примкнуть к проекту.

Украинский павильон будет размещаться на двух этажах дворца Пападополи в историческом центре Венеции. В рамках проекта будет задействовано также внешнее пространство — к набережной Гранд-канала пришвартуют лодку, а в саду выставят скульптуру.

Памятуя о горьком опыте прошлых попыток нашего участия в Биеннале, заранее загадывать не хочется. Но впервые за последние годы появляется осторожная надежда, что Украина этим летом в Венеции не опозорится и не будет выглядеть провинциально.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать