Украина теряет теплоходы и... граждан
«Одесса» взывает о помощи к КиевуБолее чем на $ 31 млн. выросла сумма долга украинского теплохода «Одесса», стоящего под арестом с апреля 1995 года на внутреннем рейде в порту итальянского города Неаполь. За неполные пять лет на судне умер второй механик, с тяжелыми и нервными расстройствами на родину еле-еле был отправлен старший помощник капитана, с сердечными приступами и в тяжелом состоянии в итальянские госпитали неоднократно доставлялись боцман и сам капитан судна Владимир Лобанов. Но... в связи с отсутствием денег и медицинской страховки, спустя несколько дней их выписывали — госпитали отказывались лечить бесплатно, сообщил корреспонденту «Дня» попросивший не называть себя представитель экипажа судна, которое по-прежнему принадлежит Черноморскому морскому пароходству (ЧМП).
По его словам, с каждым днем «Одесса» приходит все в большую негодность — металлические части судна поржавели, палубы протекают, якоря не держат, швартовые троса изношены, механизмы, катера, мотоботы, аппаратура вышли из строя и ныне требуют дорогостоящего ремонта. В любое время и особенно в случае сильного шторма теплоход может выбросить и разбить о причал.
Доведенные до отчаяния моряки на днях передали в Киев письмо на имя Президента Украины, в котором указывают: ни на один из 26 рапортов и аварийных капитана, направленных в официальные инстанции Министерства транспорта, депутатов Верховной Рады, руководителя администрации Президента, ответа получено не было. «На все наши телефонные звонки мы слышим одно — «держитесь»... А как держаться в чужой стране, без продуктов и денег, когда никому не нужен? Ведь даже домашний скот хозяин держит в тепле и кормит. А мы — люди! И у нас есть семьи, которым нужны живые, здоровые мужья, отцы и сыновья, а не покойники и инвалиды»,— пишут моряки.
По оценкам экспертов, до ареста «Одесса» оценивалась в сумму около $30 млн., теперь же стоит не более $4–5 млн. В случае продажи судна эта ничтожная сумма только частично погасит стоимость стоянки в порту Неаполь. Из-за финансовых проблем ЧМП от «Одессы» отказался зарубежный представитель — агентство «Марсервис» — и в декабре 1997 года расторг договор с пароходством.
Как свидетельствует капитан «Одессы» Владимир Лобанов, экипаж из 10 человек, прибыв на судно в июле 1997 года, с первого и до сегодняшнего дня живет в экстремальных нечеловеческих условиях. В связи с отсутствием топлива на судне нет света, горячей воды, обогрева и вентиляции. Из-за нагрева металла, температура в каютах летом поднималась до +50 о С, а зимой опускалась до 1–2 о С. Ныне экипаж живет в каютах при температуре +3 о С, сильной влажности и затхлом тяжелом воздухе.
Последние деньги украинские моряки видели в феврале 1999 года, когда им выплачивалась... задолженность по командировочным до середины ноября 1998 года. С тех пор экипаж не получил ни копейки. На первых порах бесплатное трехразовое питание украинские моряки получали от итальянской церкви. Сейчас — просто голодают. Говорят, итальянцы поняли: если будут кормить, то в Неаполе они останутся до бесконечности. «Почему же к нам такое отношение, как будто мы государству и родине совсем не нужны? Даже в Неаполе о бедах судна еженедельно пишут газеты, информируют по телевидению», — вопрошают моряки. Учитывая условия жизни на судне, физическое и моральное состояние людей, суд Неаполя вынес решение о запрете отъезда экипажа «Одессы» из Италии до выплаты судовладельцем всех задолженностей по командировочным. Подлежит компенсации физический и моральный ущерб.
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Главный специалист договорно-правового отдела международно- правового управления «Укрморречфлот» Александр Кудлай сообщил корреспонденту «Дня», что «по состоянию на 31 декабря 1998 года экипаж «Одессы» получил деньги за предыдущую задолженность по заработной плате и суточным в иностранной валюте. На предложение осуществить замену и убыть в Украину отказался, настаивая на возмещении морального ущерба. Что касается 1999 года, то согласно постановления Кабмина Украины №1180 от 3.07.1999 г. Минфином из резервного фонда должны были быть выделены деньги для погашения задолженности по зарплате и репатриации экипажей всем арестованным судам ГСК ЧМП в эквиваленте $1 422 315. Но деньги на ЧМП не пришли и сейчас неизвестно придут ли вообще. Что касается непосредственно самого ГСК ЧМП, то, как известно, у пароходства арестованы все счета и самостоятельно выплатить зарплату своим морякам они не в состоянии». По словам А. Кудлая, на сегодняшний день за границей под арестом находятся 7 судов ГСК ЧМП. До «Одессы» в экстремальном состоянии пребывал экипаж теплохода «Львов» в Бразилии.
Выпуск газеты №:
№16, (2000)Section
День Украины