Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские моряки согласны работать впроголодь

25 сентября, 00:00

Удивительную преамбулу к Докладу о правовой помощи украинским морякам, переданному правительству Украины, сделал на недавней встрече с одесскими журналистами директор Нью-Йоркского центра защиты прав моряков Морского христианского института Дуглас Стивенсон. «Авторы доклада не ставили перед собой цель кого-то пристыдить или указать на кого- то пальцем, — дипломатично начал Д.Стивенсон, представляя многостраничное исследование в виде брошюры. — Этот доклад — лишь повод для того, чтобы обсудить в Украине возможности организации помощи морякам, часто оказывающимся в затруднительном положении за рубежом и нуждающимся в экстренной помощи. В докладе изложены итоги обсуждения ситуации, проведенного инспекторами в Нью- Йорке, а в октябре текущего года актуальные проблемы защиты прав моряков, затронутые в этом исследовании, будут обсуждены и в Лондоне — специалистами Международной организации труда (МОТ) и Международной морской организации (ИМО)».

Что же так взволновало Д.Стивенсона, бывшего офицера береговой охраны США и сотрудника дипломатического департамента ООН, что он по личной инициативе не только подготовил и собственноручно передал обстоятельный доклад правительству В.Пустовойтенко, но и пожелал встретиться с украинскими журналистами, освещающими морскую проблематику? Оказывается, тривиальное августовское посещение-инспектирование судна «Знамя Октября», принадлежащего Азовскому морскому пароходству и задержанного в августе властями Нью-Йорка за неуплату портовых сборов.

«В общем-то, нам было известно, — продолжал Д.Стивенсон, что украинские мореплаватели — хорошие моряки, знали мы также о великом терпении экипажей украинских судов. Но я не знал, — обескуражено заметил директор Центра, — что украинцы согласны работать, даже когда голодают... Нас это потрясло: целыми днями стоять на рейде и не попросить о продовольственной помощи, когда на борту не оставалось продуктов питания... Думаю, феномен того, что моряки не просили помощи, в том числе и у своего правительства, заключается в том, что они слишком боялись потерять работу. Никто не роптал на бездействие капитана, а техническое состояние теплохода, по нашим оценкам, было очень хорошим: экипаж четко нес вахту, в том числе женщины, находящиеся на борту. Повторяю: никто не жаловался, все было выявлено службой береговой охраны...»

Подобных примеров в последнее время становится все больше. А помощь со стороны Украинского государства или явно запаздывает, или оказывается малоэффективной. Как это случилось и с украинским экипажем «Дубай Валор», почти на два года задержанным в Нигерии по надуманным причинам. «Когда, наконец, мы в Нью-Йорке узнали обо всем, — вспоминает Д.Стивенсон, — и убедились, что претензии владельца груза нигерийского гражданина Идиси к экипажу, потерявшему в штормовых условиях часть груза, явно преувеличены, а действия — незаконны, сразу же решили вмешаться в ситуацию». Сотрудников Нью-Йоркского центра особо раздосадовало то, что в течение многих месяцев правительство Украины, и в частности МИД, заверяли, что делается все необходимое, а в действительности ничего реально не менялось. Моряки оставались в качестве узников-заложников в Нигерии. «Нас это очень удивило, — подчеркнул Д.Стивенсон, — Центру пришлось также связаться с правительством Мальты, под флагом которой работал теплоход. Мы инициировали обращение к властям Нигерии руководства влиятельных государств, предупредили о готовящемся обращении в Гаагский суд, другие международные организации. И в итоге — украинские моряки были освобождены из плена, за что особо благодарили сотрудников Центра семьи моряков...». Кроме того, Д.Стивенсон не стал скрывать, что удручен позицией невмешательства в подобных случаях украинских агентств по найму моряков на работу, безразличием руководства Минтранса Украины, других ведомств, которые не торопятся помогать морякам или остаются практически безучастными к сообщениям о том, что украинские граждане, не получающие многие месяцы заработанные деньги и не имеющие средств на репатриацию, взывают о помощи в портах многих стран.

Стоит ли удивляться, что оставшись без денег и без судов, распроданных по дешевке зарубежным компаниям, тысячи украинских моряков нанимаются на работу на «суда-подфлажники»? Но не особо заботят правительственных чиновников судьбы соотечественников и на бортах чужих судов и в портах морских государств. Вспомнить об этом заставляют новые тревожные сообщения из США, где готовится суд над членами украинского экипажа «China Breeze», безапеляционно обвиняемыми в контрабанде наркотиков (см. «День» от 22.09.). Только обращение жен моряков к журналистам заставляет МИД делать хоть какие-то шаги.

Сегодня очевидно, что истории с украинскими моряками в иностранных портах, летчиками — в Африке, депортации украинцев из Польши, показывают: власть не способна ни организовать соблюдение прав своих граждан за рубежом, ни защищать в случае необходимости эти права.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать