Перейти к основному содержанию

Украинско-голландское кинопутешествие

К нам приехал выдающийся режиссер Йос Стеллинг
03 февраля, 00:00
ЙОС СТЕЛЛИНГ

Как отметил режиссер, это уже седьмой его визит в нашу страну. Впервые он приехал на киевский фестиваль «Молодость» в качестве главы жюри еще в 1999 году. Потом были рабочие поездки, ведь в 2007 г. господин Стеллинг закончил фильм «Душка», съемки которого проходили частично в Украине и в котором снялись многие украинские актеры, а главную роль сыграл киевлянин Сергей Маковецкий.

Повод для последнего визита — праздничный, потому что с недавних пор в Украине есть именной кинозал Йоса Стеллинга — он появился в Николаеве, в одном из кинотеатров сети «Мультиплекс». 30 января режиссер открыл полную ретроспективу своих фильмов в столичном кинотеатре «Блокбастер», а уже на следующий день приехал в Николаев с аналогичной подборкой своих фильмов, которая будет показана в «его» зале.

Йос Стеллинг родился 16 июля 1945 года в Утрехте. Получил художественное образование, специализировался в живописи и графике. Поставил свой первый художественный фильм «Марикен из Нюмегена» в 1974 году с использованием только непрофессионалов, с которыми он работал в выходные и праздничные дни. Картина была принята в конкурсную программу Каннского фестиваля и произвела большое впечатление на зрителей своим визуальным рядом. Стеллинг повторил эту формулу в «Похожем на других» («Элкерлик», 1975); через два года появилась одна из его наиболее известных работ «Рембрандт, год 1669» (1977), отмеченная призами на нескольких кинофестивалях. «Притворщики» (1981), демонстрировавшиеся в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля, — довольно интересный взгляд на субкультуру, стиль и нравы 60-х. Две следующие картины — «Иллюзионист» (1983) и «Стрелочник» (1986) — получили международное признание, особенно в Италии, где критики назвали Стеллинга ведущим европейским режиссером. «Стрелочник», наряду с созданным в 1995 году «Летучим голландцем», мировая критика включила в сотню лучших кинофильмов ХХ века.

В середине 90-х немецкий продюсер Регина Циглер осуществила кинопроект «Эротические истории». Первая из короткометражек Стеллинга, «Зал ожидания» (1996) понравилась настолько, что режиссер получил заказ на вторую, а потом и на третью работу подобного рода. Так в 2000-м появилась «Бензозаправка», а в 2003-м — «Галерея», образовав своего рода мини-цикл эротических киноновелл. В промежутке между ними был снят еще один полнометражный фильм — психологическая драма «Ни поездов, ни самолетов» (1999).

Между прочим, стоит отметить, что Стеллинг является в прямом смысле независимым режиссером, не только художественно, но и финансово — в 1978 году он стал владельцем кинотеатра (сейчас у него уже два кинотеатра) и кафе в Утрехте, которые до сих пор приносят необходимые для съемок средства.

«Стрелочник», «Иллюзионист», «Летучий голландец» в 90-е стали для украинского зрителя частью кинематографического сознания; мы приняли и полюбили эти фильмы, может быть, даже больше, чем где-либо. С другой стороны, в Нидерландах Стеллинга считают одним из отцов тамошнего кинематографического бума. Он основал в 1981 году ныне знаменитый кинофестиваль в своем родном Утрехте и показал миру, что нидерландское кино реально. Что касается фильмов Стеллинга, то в их визуальной насыщенности чувствуется влияние великой голландской живописи; если добавить мрачный, но острый юмор, склонность к метафорам, немногословность, чудаковатых, не от мира сего героев, то получим тот неповторимый авторский стиль, который до сих пор привлекает многочисленных поклонников (интервью с Йосом Стеллингом читайте в ближайших выпусках «Дня»).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать