Улица имени Гандзюк: «за и против»
В Херсоне бурно обсуждают решение городского совета22 февраля во время пленарного заседания сессии депутаты Херсонского городского совета поддержали предложение коллеги Евгения Матковского о переименовании улицы Лютеранской в улицу имени Екатерины Гандзюк.
Матковский внес это предложение с голоса, добавив его к проекту решения о наименовании зеленой зоны на углу улицы Купеческой и Мостовой в честь погибшего в АТО херсонца Дениса Лошкарева. «За» проголосовали 38 депутатов.
«Имя Екатерины Гандзюк стало символом борьбы активных молодых людей против безнаказанности и беспредела, символом самоотдачи, служения идеалам правды, чести и достоинства. Я точно знаю, что в нашем городе многие знали, любили Катю и поддерживали ее борьбу. Я знаю, что в других городах есть инициативы по переименованию улиц в честь Екатерины Гандзюк. Но правильно будет начать этот процесс именно в родном для Кати городе Херсоне», — аргументировал свою позицию Евгений Матковский.
После этого в херсонском сегменте «Фейсбук» начались острые обсуждения такого решения депутатов. Немало людей высказались против переименования. Аргументы приводят разные. Прежде всего, напоминают факт, что улице Лютеранской всего лишь несколько лет назад вернули историческое название. До этого она называлась именем Кирова.
Также идет речь о том, что эту улицу в 2016 году несколько десятков активистов предлагали назвать именем Руслана Сторчеуса — командира батальона спецназначения МВД «Херсон», добровольца, который погиб под Иловайском. Однако тогда этот вопрос не дошел до рассмотрения депутатами. Председатель ХОО КВУ Дементий Белый написал, что Екатерина сделала все, чтобы Лютеранская не носила имя Сторчеуса. Позднее этот тезис, а также аргумент о том, что такое переименование Екатерина считала несвоевременным, обнародовали еще в нескольких заметках.
Однако реальных доказательств того, что Гандзюк помешала тому переименованию, так никто и не привел. Есть видео с митинга тех дней. На нем Екатерина, наоборот, говорит о том, что можно не ждать 20 лет, а вносить представление на сессию, обсуждать варианты, переименовывать улицу, например, Фонвизина в Сторчеуса. Позже в Херсоне именем Сторчеуса был назван новый сквер в Таврическом микрорайоне.
Отдельная волна возмущенных переименованием улицы — политические оппоненты и враги Екатерины Гадзюк при жизни. Даже после ее убийства некоторые активисты, журналисты, депутаты держат личную неприязнь к женщине из-за ее резких высказываний в их адрес. Эти активисты говорят, что Гандзюк «недостойный человек» или не сделала ничего героического в Херсоне, чтобы называть в честь ее улицу.
К сожалению, Екатерина не может апеллировать этим людям. Одна из очевидных аргументаций переименования именно Лютеранской — это расположение на этой улице областного управления полиции. Безусловно, это политическое решение. Таким образом инициаторы переименования хотят напомнить полиции, которая с первых дней пыталась «повесить» покушение на Екатерину на непричастного человека, что саботаж резонансного преступления — это еще более страшное преступление и проблема целой системы, а не только расследование дела Гандзюк.
При жизни Екатерина имела ряд конфликтов с местной полицией. И милицией. Она прямо называла тех, кто требовал от нее принимать участие в коррупционных схемах, кто противостоял реформе МВД, кто приспосабливался и защищал старую систему. Этот мировоззренческий конфликт с «мусорами», как говорила Гандзюк, достоин отдельного разговора. Но, в любом случае, переименование улицы, где расположен главк полиции, — весьма символичный шаг.
«Гандзюк — теперь это не фамилия, а символ. И этот символ будет всегда рядом с полицейскими. Пусть каждый день вспоминают, что не всегда получается «решать» и хватать невиновных, фальсифицировать дела и безнаказанно договариваться с криминальными авторитетами», — комментирует «Дню» друг Екатерины, журналист Сергей Никитенко.
25 февраля на сессию горсовета пришли ориентировочно 20 человек, которые требовали отменить решение о наименовании улицы в честь Гандзюк. Перед тем в соцсети сторонников такой идеи казалось больше. Но активистам удалось только сорвать сессию и облить водой городского голову Владимира Миколаенко. После чего последний закрылся в своем кабинете. Мэр заявил протестующим, что полностью поддерживает решение о переименовании, а сессия продолжится 1 марта.
Сейчас эта тема остается наиболее дискуссионной в местных СМИ. Депутат горсовета Дмитрий Ильченко (адвокат Владислава Мангера, которого подозревают в заказе убийства Гандзюк) заявил, что будет требовать отмены этого решения через суд, ведь оно, по его мнению, было принято с нарушением процедуры.
Напомним, и.о. управляющей делами Херсонского горисполкома, советника городского головы Екатерину Гандзюк облили серной кислотой 31 июля 2018 года. Потерпевшая получила более 30% химических ожогов тела. Гандзюк перенесла более 10 сложнейших операций. 4 ноября Екатерина умерла.
В организации и исполнении убийства Гандзюк подозреваются восемь человек. По версии следствия исполнителями является Никита Грабчук, Владимир Васянович, Вячеслав Вишневский и Виктор Горбунов. Эту группу организовал Сергей Торбин. Соорганизаторами считают Игоря Павловского и Алексея Левина. Все, кроме Левина (скрывается от следствия), дают показания по делу. Грабчук, Торбин и Павловский пребывают под арестом.
Заказчиком преступления Генпрокурор Юрий Луценко назвал председателя Херсонского областного совета Владислава Мангера. Ему вручено подозрение. Суд избрал для Мангера меру пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога в 2,5 млн грн, который адвокат Ильченко уже оплатил. Прокуратура подала апелляцию на это решение суда. Сторона обвинения настаивает на аресте Мангера. Последний свою вину не признает.
ОТ РЕДАКЦИИ
Понимая переживания активистов, друзей Екатерины, все же кажется логичной другая последовательность действий: сначала давление на власть, чтобы довести дело до конца, а потом, когда заказчики убийства получат неотвратимое наказание, чествование памяти активистки — в разных формах, в том числе и через называние улиц. Потому что сегодня существует большой риск повтора — как произошло с «делом Гонгадзе», точка в котором не поставлена и через 19 лет после убийства журналиста. И называние его именем проспекта в Киеве никак не сказалось на установлении справедливости. Доведенное до конца судебное дело — разве не лучшее проявление почтения памяти?
Выпуск газеты №:
№35, (2019)Section
День Украины