Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Умная толпа

20 июня, 11:45

9 лет назад, 17 июня 2003 года, приблизительно двести человек собрались вокруг дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» в Нью-Йорке и стали говорить ошалевшим продавцам, что живут вместе в «пригородной коммуне» на окраине города и пришли купить «коврик Любви». В мире состоялся первый флэшмоб.

Флэшмоб (от английского flash-mob — «мгновенная толпа» или «мгновенное столпотворение») — вид краткосрочной уличной акции, инициируемой и проводимой, как правило, пользователями Интернета. Теоретическое обоснование было дано в работах американского социолога Говарда Рейнгольда «Виртуальное сообщество» (1993) и «Умные толпы: следующая социальная революция» (2002), в которых автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умной толпы» (smart mob) стало основополагающим в дальнейшем развитии флэшмобов, которые по сути своей являются разновидностями смартмоба. В июне 2003 г. Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций. Вскоре после выходки с «ковриком любви» по миру прокатилась волна столь же странных действ. Тем же летом в немецком Дортмунде толпа поедала бананы возле выставки стиральных машин. В Денвере около 400 человек рассредоточились по разным этажам здания. С верхнего кричали: «Пинг!», с нижнего отвечали: «Понг!». В Лос-Анджелесе сто мобберов в масках с лицом Буша ровно семь минут кричали «Буш — лжец!». 7 августа в 18.33 300 лондонцев сказали в мебельном магазине: «Вау, вот это диван!».

Постсоветское пространство подключилось очень быстро. В течение следующих двух месяцев появились сайты в Украине — www.flashmob.com.ua и в России — www.flashmob.ru. Уже 16 августа в Киеве в подземном торговом центре «Глобус» примерно 70 взрослых людей фотографировали декоративную пальму, а другие подходили к одной и той же продавщице леденцов и, облизывая большие сосательные конфеты на палочках, спрашивали у нее: «Скажите, пожалуйста, сколько нужно съесть таких конфет, чтобы поправиться на 7 килограмм?» 30 августа в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна у входа в местный «Макдональдс». Возложив к ногам клоуна охапку траурных желтых цветов, толпа рассеялась. И так далее.

Технология флэшмоба достаточно проста. По адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте, рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Большинство участников — до 35 лет. Объектами провокаций становятся места массового скопления народа, чаще всего — супермаркеты, вокзалы, фаст-фуды. По своему характеру флэшмоб прямо наследует аналогичную практику уличных акций, массово распространившуюся в 1960-х — достаточно вспомнить знаменитую вылазку хиппи, парализовавших Нью-йоркскую фондовую биржу путем разбрасывания мелких долларовых купюр. Распространение Интернета привело не только к возрождению старого формата, но и утвердило в нем невиданную ранее массовость.

Помнится, еще в 2003-м я спросил у своей знакомой, участвует ли она в подобных проделках. Она хмыкнула: «Мне что, делать нечего?» Флэшмоб как-то сразу обрел репутацию развлечения легкомысленной и незрелой молодежи. Впрочем, прошло время, и подтвердилась известная закономерность: любое движение в социальном пространстве рано или поздно начинает определяться состоянием этого пространства.

Конечно, в основе идей Рейнгольда лежит парадокс: как толпа может быть умной? Не от хорошей жизни — может. Особенно когда правительство держит народ за дураков. На Западе флэшмоб остался по преимуществу развлечением веселящихся горожан, имеющих возможность выразить свое возмущение по более серьезным поводам через привычные демонстрации и митинги. В бывшем СССР пророчество американского социолога закономерно пережило порожденный им жанр. Уже и название «флэшмоб» практически никто не вспоминает, а самые эксцентричные по форме, но неизменно политические по содержанию акции проходят, организуемые, как и было предсказано, с помощью Интернета и мобильных. Там, где власти всем затыкают рот, людям ничего и не остается, как прибегать к иносказаниям. Вот и выходят сначала писатели, а потом художники на молчаливые «прогулки» по московским бульварам. Вот и бесит художник Артем Лоскутов новосибирские власти своими ежегодными абсурдистскими «монстрациями». Вот и аплодируют молчаливые группы молодежи в городах Беларуси, раздавленной диктатурой Лукашенко.

В Украине давно флэшмобами никто не балуется. Даже сайт закрылся. Вроде пока хватает Facebook и разрешенных манифестаций. Будущее, однако, в наших изувеченных реалиях чревато сюрпризами. Как бы не пришлось нашей толпе умнеть — поневоле.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать