Перейти к основному содержанию

Уникальный памятник эпохи барокко

В Музее волынской иконы представили отреставрированный образ «Христос в потире» 1737 года
12 апреля, 19:09

К сожалению, неизвестно, какой из храмов он украшал, потому что сохранялся в фондах Волынского краеведческого музея без указания своего происхождения, но известно, что попал сюда очень давно. Икона имеет точную дату написания «Года Божьего 1737 месяца марта дня 26».

Представленная икона отреставрирована в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины, художник-реставратор — Ольга Фролова. Она имеет интересную композицию, которая представляет Евхаристию как Тело и Кровь Христа. Икона насыщена символическими изображениями, которые рассказывают о последних днях земного бытия Иисуса Христа, его страдание и смерть. Центром композиции является нижнепоясное изображение Христа в серебряном потире (чаше) с согнутыми в локтях поднятыми кверху руками. Из чела Спасителя, его глаз, ран на руках и из-под ребра в чашу стекает кровь. Чаша символизирует не только церковную посуду, которая используется во время Евхаристии, как образ чаши, которую передал во время Тайной Вечери своим ученикам Христос, но и как Священный Грааль (чаша, в которую была собрана кровь Иисуса).

Справа от Христа иконописец изображает вазу с колосками пшеницы как символ причастия хлебом, который символизирует тело Иисуса. Петух — символ отречения Петра от Христа. Рука в крови — символ предательства Иуды. Меч — упоминание об отсечении апостолом Петром уха рабу первосвященника Малху при аресте Христа в Гефсимании. Фонарь и факел — иллюстрация текста Евангелия от Иоанна «Итак, Иуда, взял отряд воинов и слуг первосвященников и фарисеев. Приходит туда с фонарями и светильниками». Миска с кувшином может символизировать и омовение ног апостолов Христом во время Тайной вечери, и умывание рук Понтием Пилатом...

По западной традиции иконописец написал плат Вероники. По церковным переводам во время восхождения Христа на Голгофу Вероника подала свой плат Иисусу, чтобы он вытер пот и кровь на лице. Чудесным образом лик Христа отразился на плате. Орудия страстей на кресте представлены гвоздями, молотком, копьем и тростью. Иконописец изобразил также клещи, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса, лестницу, с помощью которой снимали мертвое тело Иисуса с креста, и игральные кости, которыми воины разыгрывали одежду.

Иконы «Христос в Чаше» должны были совмещать в себе одну идею — жертвенность Сына Божьего ради спасения людей, и представленная стала одним из наиболее интересных приобретений Музея волынской иконы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать