Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Употребляете?

Качество товара зависит от вашего нежелания быть обманутым
07 февраля, 00:00

Позавчера в столице анализировали ситуацию с защитой прав потребителей. Перед тем, как заслушать официальную информацию из уст чиновников, корреспондент «Дня» решил пообщаться о наболевшем с прохожими — то есть непосредственно с теми, чьи права и собирались обсуждать. Интересно, как потом оказалось, респонденты были настроены куда менее агрессивно к производителю, нежели эксперты. Встречались и те, кто вообще не имеют каких-либо претензий к рынкам и супермаркетам Киева. На что жалуются? К примеру, двадцатилетняя Елена призналась, что ее очень раздражает хамское отношение продавцов. «Они уверены, что покупатель должен владеть всей информацией о товаре. И посему, когда пытаешься уточнить что-то у продавца, очень во многих случаях он просто начинает грубить», — говорит она. Тридцатилетний Игорь вспомнил, что как-то купил в супермаркете вино. О том, что оно не имеет ничего общего с качественным продуктом, он понял, как только сделал первый глоток. Напиток оказался подозрительно кислым и имел осадок. Помимо этого, киевляне охотно рассказывали о просроченных йогуртах, неработающих «микроволновках» и черством хлебе. Девять из десяти опрошенных корреспондентом «Дня» заявили, что о существовании закона, защищающего их права, знают, но что именно в нем написано — к сожалению, нет.

Собравшиеся на «круглом столе» не скрывали своего возмущения по поводу сложившейся в Киеве ситуации. По словам начальника Главного Киевского управления по вопросам защиты прав потребителей Анатолия Гудзого, в прошлом году его сотрудниками было проверено 7959 субъектов хозяйственной деятельности и у 92% из них были выявлены разного рода нарушения. В среднем, у каждого предприятия обнаруживалось по 11 нарушений. В основном — это отсутствие информации о товаре (37%), документации на него (34%), несоответствие товара нормативным документам (26%) и, наконец, обман покупателей (2,3%).

Впрочем, точки зрения потенциальных нарушителей услышать так и не удалось. Первый заместитель начальника Главного управления рынка и торговли Александр Шкилевич говорит, что отсутствие сертификата качества мотивируют, как правило, его высокой стоимостью. Однако, как с пафосом подчеркнул А. Шкилевич, жизнь людей гораздо дороже «дорогой бумаги».

Естественно, когда речь шла о нарушениях, которые чреваты летальным исходом, иллюстрацией стала фальсифицированная алкогольная продукция (кстати, этой теме на днях Президент посвятил специальное совещание). По официальным данным, только за 2003 год 30 тысяч украинцев попали в больницу с диагнозом «острое алкогольное отравление», а от изготовленных в подполье напитков умерло 10,5 тысячи человек. В результате проверки сотрудниками управления было забраковано 35,2% продукции на сумму 1192 тыс. гривен. Из них всего 5,2% составляет сделанное «под импорт».

Впрочем, эксперты не обошли вниманием и жилищно-коммунальный сектор. Жалобы на грязные подъезды и забитые до отказа мусорные баки поступают в Управление регулярно. А что же касается лидеров по количеству претензий, то ими стала компания, предоставляющая услуги кабельного телевидения (262 жалобы) и телефонная связь (149).

Разрядить напряженную обстановку, которая воцарилась после докладов, удалось лишь президенту Украинской ассоциации качества (УАК) Петру Калите. Он сосредоточился на позитиве. По его словам, наше государство имеет все шансы достичь европейского качества производства и подтверждение тому — сертификаты Европейского фонда управления качеством, которого удостоились уже семь предприятий (для сравнения, в России — только одно).

В то же время заместитель председателя Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Анатолий Воронков заявил, что «первую скрипку» в борьбе с некачественным товаром должны играть именно общественные, а не государственные организации. Это, кстати говоря, прописано в Законе «О защите прав потребителя». Количество некачественной продукции, по его словам, зависит от желания, а вернее, нежелания потребителя быть обманутым.

А дабы убедить в этом самого потребителя, Петр Калита даже обратился к миру поэзии. Стихи его собственного сочинения впечатляют глубиной осмысления: «Ты, потребитель, — рыночный король, и если продавец тобою нелюбимый — не покупай, пройди достойно мимо, и без тебя он превратится в ноль».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать