Ускорить ход расследования
Родственники погибших на Майдане выдвигают власти несколько требований
На фоне войны тема Майдана и погибших из Небесной Сотни немного отошла на второй план. Для простых украинцев они давно стали народными героями. И это видно хотя бы из того, что на улице Институтской, где когда-то под мостиком, ведущим к Октябрьскому дворцу, стояла баррикада, вдоль тротуара до сих пор лежат венки, цветы, листовки с именами погибших. Но родственники все еще ожидают, когда же их требования выполнит власть: присвоит всем из Небесной Сотни звания Героев Украины и в конечном итоге накажет виновных.
Недавно о своих потребностях они напомнили властям, собрав представителей украинской и международной прессы. Кстати, интерес последней к этой теме до сих пор не утих. Однако, что рассказывать иностранным читателям кроме того, что один из подозреваемых в расстреле майдановцев беркутовец Дмитрий Садовник — бесследно исчез? Единой версии, убежал ли он, похитили ли его, сейчас у правоохранительных органов нет. Следует напомнить, что Садовник был руководителем роты спецназначенцев «Беркута», которой инкриминируют расстрел 39 майдановцев.
АДВОКАТЫ: ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ГЛАВНЫХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ — ХОРОШО СПЛАНИРОВАНАЯ ОПЕРАЦИЯ
Адвокат родственников погибших Евгения Закревская рассказывает, что по зимним событиям открыто одно уголовное производство, часть которого касалась как раз Садовника. «Это дело должно было завершиться и уже шло в суд, — комментирует Закревская. — Генпрокуратурой были установлены и обоснованы подозрения трем лицам из числа группы спецроты «Беркута», которая находилась утром 20 февраля под Октябрьским дворцом. Следствию повезло, потому что один из фигурантов был зафиксирован на видео — командир роты «Беркута» Дмитрий Садовник. И здесь судья Печерского суда отпускает его под домашний арест, хотя в его вине она не сомневалась. Дальше были странные вещи в Апелляционном суде — трижды переносились судебные заседания, потому что якобы Садовник имел какие-то заболевания. При этом суд не применял принудительный привод, чтобы доставить подозреваемого в зал суда».
Адвокат уверена, что исчезновение подозреваемого Садовника — это подготовленная операция, которую его защитник выполнить сам никоим образом не мог. Лишь при участии и содействии судебной власти. Теперь же будут судить лишь двух подозреваемых беркутовцев. Но, по словам Евгении, даже привлечение их к уголовной ответственности существенно не сдвинет дело с места, не даст возможность разобраться в иерархии тех преступных приказов, которые привели к трагедии.
«Показательно, что со стороны Министерства внутренних дел не было ни разу высказано воли и призыва, чтобы привлечь к ответственности собственно беркутовцев. Мы видим поддержку своих в своей же вертикали на протяжении следствия. Было и препятствие в предоставлении информации, в допросе свидетелей, всевозможным образом МВД препятствовало тому, чтобы ГПУ расследовала дело именно для привлечения к ответственности этой роты «Беркута»», — добавляет Закревская.
Замкнулся круг и в деле о похищении Юрия Вербицкого и Игоря Луценко. Следствие установило двух подозреваемых. Но в канун судебных слушаний один из них исчез. Со слов жены — его тоже похитили. Поэтому судебные слушания по этому делу сейчас не проводятся. Следствие за такое длительное время работы должно было бы уже говорить о существенных результатах. Юрист из Украинского Хельсинского союза Михайло Тарахкало говорит, что по поводу этого есть немало жалоб в Европейский суд по правам человека, и сейчас это дело подробно будут изучать международные правозащитники. Но ускорит ли это процесс расследования — не факт.
РОДСТВЕННИКИ ТРЕБУЮТ ОТ ВЛАСТЕЙ ОТВЕТОВ
Не менее важным для родственников остается вопрос о почтении Небесной Сотни на государственном уровне. Чтобы совместно отстаивать свои требования, семьи Небесной Сотни объединились в общественную организацию. От ее имени неоднократно писали письма в Администрацию Президента, почему до сих пор их близкие не награждены званиями Героев Украины. В ответах, которые получают семьи, речь идет о том, что граждане не могут сами инициировать присвоение этого звания тем или иным лицам. Такие объяснения потерпевшие считают формальными отписками.
Хотя, по словам юристов, раздавать наивысшую государственную награду всем, кто этого требует, государство не обязано. «Герой Украины — это наивысшая государственная награда, которая присваивается по решению Президента или исполнительной власти, но это решение индивидуально в каждом случае, это не обязанность государства, а его право, — объясняет правозащитник Михайло Тарахкало. — Кому-то присваивают награду первой степени, за честь и мужество, кому-то другое звание дают, то есть имеется своя градация».
Так зачем же было обещать, чтобы потом свое же обещание не выполнять? Без юридического признания, кто же были для Украины герои Небесной Сотни, семьи погибших не смогли добиться, чтобы в харьковской школе открыли мемориальную доску, что здесь учился один из Героев. Дирекция школы ответила, что нет никакого государственного документа по почтению памяти участников революции, нет никакой государственной программы, то есть, нет и оснований для установления такой доски.
«Относительно почтения памяти Небесной сотни, было постановление о предоставлении социальной защиты для семей погибших — к сожалению, оно не выполняется. Еще одно постановление касалось поручения Президента присвоить погибшим звание Героев революции достоинства. К сожалению, настоящий документ тоже декларативен. Еще один документ — постановление правительства о социальной защите семей погибших, на его основе были два приказа Министерства социальной политики о выплате помощи. Настоящие документы работают, и, в то же время, в нем кроме мирных граждан, вписаны и работники органов внутренних дел», — возмущается Владимир Бондарчук, один из родственников, погибших на Майдане. По его мнению, люди просто хотят услышать правдивый ответ от высших государственных мужей — что для них значит Небесная Сотня.
«ВСЕ, КТО СЕЙЧАС ВОЮЕТ, — ТОЖЕ ГЕРОИ»
И такая ситуация может вскоре повториться и с героями АТО. Уже сейчас родственники многих погибших на войне требуют присвоить героическое звание именно их родным. Анастасия Попсуй, сокоординатор инициативы «Помощь семьям погибших на Майдане» говорит, что такие мысли от родных слышат все чаще.
«Возникает очень много вопросов относительно критериев, кому это звание действительно присваивать, — продолжает Анастасия. — Мне кажется, что в ситуации, сложившейся в государстве, это влияет на принятие решения относительно Небесной Сотни. Думаю, что все это будет немного погодя. Сейчас такое время, что нужно немного подождать, нужно подумать об отношении к тем бойцам, которые сейчас десятками погибают в АТО. Как по мне, то все, кто в настоящий момент воюет, — тоже герои. И даже предусмотренные льготы за присвоение такого высокого звания — это не так важно. Здесь большую роль играет морально-этический фактор».
Но не просто же за льготы борются родственники павших, требуя высоких государственных наград. Кому-то важно почтение памяти на государственном уровне, кому-то — социальное беспокойство и поддержка. Хотя бы какое-то внимание, хотя и понимают, что ощущение утраты все равно ничего не заполнит. Отец погибшего Устима Голоднюка Владимир сказал подходящую фразу: от государства семьи получили свыше ста тысяч гривен помощи, но отец отдал бы эти деньги кому угодно, чтобы вернуть время назад и его сын был бы сейчас живым.
КСТАТИ
21 октября Президент Петр Порошенко, находясь с визитом в Днепропетровске, заявил, что подписал закон, который даст возможность заочно провести суд над Виктором Януковичем. Об этом в своем «Твиттере» написал пресс-секретарь Президента Святослав Цеголко. Еще 7 октября Верховная Рада приняла правительственный законопроект №4448а «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы Украины относительно неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления». Это позволит проводить заочные процессы против подозреваемых, которые скрываются от органов следствия и суда или находятся за пределами Украины, а также конфисковывать их имущество. Возможность специального уголовного производства будет касаться преступлений против основ национальной безопасности Украины и преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка.
Выпуск газеты №:
№198, (2014)Section
День Украины