Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Утро на Майдане. Портреты

«День» побывал возле стелы Независимости и узнал, сколько людей провели эту ночь на площади, кто там есть сейчас и что помогает людям стоять под дождем и на холоде
25 ноября, 15:44

После насыщенного событиями воскресенья наступило утро понедельника. В 8 утра вагоны метро забиты людьми. Но большинство едут на работу, а не на Майдан. Здесь, возле стелы Независимости, утром чуть больше сотни людей. Преимущественно молодежь. Преимущественно - из других городов. Особенно много львовян. Кое-кто приехал вчера, чтобы принять участие в митинге на Европейской площади, некоторые - только сегодня утром. Из тех митингующих, кто ночевал на площади, осталось не так много. Уставшие и замерзшие люди поехали по домам - отдохнуть, зато им на смену пришли те, кто ночевал дома. Сидят на ковриках, пьют чай, ютятся под зонтиками или...играют в фрисби. Все тихо и мирно. Две женщины-уборщицы в ярких оранжевых жилетах убирают площадь. С помойки торчит табличка «Чертковский район за Юлию Тимошенко». Ближе к стеле молодые девушки и парни также собирают в большие пакеты мусор. По правую руку от памятника Независимости большим полукругом стоят милиционеры. Ограждены от митингующих щитами, они явно скучают. Некоторые устало опираются на щиты, кто - улыбается прохожим, кто - фотографирует Майдан. Некоторые из майдановцев уже успели пообщаться с милиционерами и узнать, что у многих друзья и родственники вчера также были на Европейской площади. Атмосфера более чем спокойная. Единственный досадный случай - у одного из ребят утром случился приступ эпилепсии. И тут оказалось, что на сотню митингующих согнали полтысячи милиционеров, но не обеспечили никакой «скорой». Первую помощь пострадавшему предоставил... милиционер. Майдан в знак уважения зааплодировал ему. Потом приехала скорая, и парня - в сопровождении друзей и двух милиционеров - отвели к карете скорой помощи.

Сейчас идет дождь. Под стелой волонтеры нарезают бутерброды, готовят чай и кофе. Все желающие могут здесь согреться. У микрофона - ни одного политика, поэтому выступить здесь сейчас может каждый. Время от времени кто-то из львовян рассказывает, почему он сегодня здесь. Людей немного, но есть. К 12 часам дня на площадь подтянулись еще львовяне. Среди них и студенты Украинского католического университета - инициаторы Львовского Майдана. Участники євромайдану рассказывают, что к вечеру людей будет больше. Основной сбор назначен на 18.00.

Мы пообщались с теми, кто с самого утра, а то и с вечера, находится на Майдане. Спросили, почему они здесь и что их вдохновляет и помогает стоять в такую погоду.

Вадим Васильчик, координатор штаба под стелой Независимости

«МЫ ОЖИДАЕМ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ ДЛЯ УКРАИНЫ»

Святослав ВАСИЛЬЕВ, 21 год и Екатерина Амелина, 19 лет, студенты «Львовской политехники»:

Мы приехали сюда отстаивать свой европейский выбор. Приехали сегодня в четыре утра из Львова, но Киев нам немножко разочаровал отсутствием людей. Мы двое суток ждали автобусы - их блокировали, не выпускали. Но все же мы приехали и будем здесь находиться до самого конца. Мы ждем новых экономических перспектив для Украины, новых инвестиций, поэтому очень важно подписать это соглашение. Украина сможет, наконец, функционировать как независимая от России страна.

Мы приехали тогда, когда как раз закончилась схватка с «Беркутом». Уже было спокойно. Встретили здесь рассвет, попели, потанцевали. Сегодняшнюю ночь планируем провести здесь, а дальше – посмотрим по нашему состоянию.

«Я ЗА МИРНЫЕ ПРОТЕСТЫ, ВЕДЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕСЫ МЕДЛЕННЕЕ, НО НАМНОГО ЭФФЕКТИВНЕЕ»

Антон Сивцев, 31 год, работает в мастерской «Благородной одежды», Киев:

Сегодняшняя ночь не была спокойной. Вокруг нас сейчас стоят бойцы в форме. Их много. Еще вчера вечером их здесь не было. Они появились где-то в промежутке между тремя  и четырьмя часами ночи. Но столкновений не было. Милиционеры вели себя спокойно, не агрессивно. Затем мы сообщили политикам об этом всем, приехали Юрий Луценко, Николай Томенко...

Ночью нас было 200-300 человек. Царила дружеская атмосфера. Здесь вообще классная атмосфера, в частности ее создают студенты. Молодое поколение часто бывает за границей и понимает, куда хочет двигаться. Всю ночь у нас было культурное общение: песни, танцы, интересные истории рассказывали друг другу. В три часа пришла Руслана Лыжичко, и мы все вместе пели. А потом люди немного устали и расслабились, начали расходиться. И - появилась милиция. Они все отслеживают. Начала въезжать на территорию Майдана машина с прицепом. Но люди сразу отреагировали и перекрыли ей дорогу, машина отъехала. И в этот момент - с другой стороны - подъехал кран. И снова люди побежали туда и помешали. А потом уже милиция со щитами начала становиться полукругом. Соответственно мы тоже стали кругом вокруг нашей стелы.

Мы с ребятами здесь выполняем роль охраны. Трудностей абсолютно нет. Стоишь 12-20 часов, но это все происходит как во сне. Иногда возникает непонимание, как действовать в той или иной ситуации, но для этого у нас есть координаторы, которые имеют опыт и могут подсказать.

В целом люди стоят, но большинство ночью расходится, чего не следовало бы делать. Но студенты, например, стойче: молодежь же творит революцию (Улыбается.). Сегодня очень многие здесь из Львова, Ивано-Франковска. Киевляне тоже есть, и их было очень много в выходные.

Лично я здесь, чтобы для себя лучше понять, что такое Ассоциация с ЕС. Я здесь общаюсь с людьми, которые лучше разбираются в теме, - с представителями общественных организаций, политиками. Так я себе формирую определенное понимание вопроса.

Оппозиция наша действует, как может. С моей точки зрения, лучшая организованность была бы более эффективной. Вчера пришло много людей, побыли, посмотрели и... разъехались. Но я за мирные протесты, ведь сломать легче, чем построить. Эволюционные действия медленнее , но гораздо эффективнее. Это, видимо, единственный сейчас вариант, который может привести к изменениям и трансформации. Любые изменения путем мирных акций - хороши. Кстати, в этом есть и воспитательный момент для наших служб. Милиционеры видят, что люди нормальные и их не надо бить. Главное, чтобы не было провокаций. Подозрительные люди ходят здесь ночью, но мы их очень корректно выводили за пределы Майдана. Лично я планирую быть здесь до 28 числа.

«ЗА ЭТУ НОЧЬ, ПОКА НАЛИВАЛА СОТНИ СТАКАНОВ ЧАЯ, Я ОБЩАЛАСЬ С ЛЮДЬМИ ИЗ ДОНЕЦКА, ЛЬВОВА, СЕВАСТОПОЛЯ, ЧЕРНИГОВА, ПОЛТАВЫ...»

Христя ПЕЛЕХ, второй курс социологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

Мы здесь со вчерашнего дня, с 11:30. Вместе со всеми шли от памятника Шевченко на Майдан. Здесь стояли и призывали киевлян не идти сразу домой, а остаться на дольше, поддержать тех, кто здесь проводит дни и ночи. А потом мы записались в волонтеры и с 12 ночи до 9 утра наливаем здесь чай и кофе всем желающим. Трудно, холодно, но вера в то, что это будет иметь результаты, помогает. Днем я планирую поехать домой, чтобы переодеться и немного отдохнуть, а вечером - снова сюда. Мне нравится, что здесь очень сплоченные люди. За эту ночь, пока наливала сотни стаканов чая, я общалась с людьми из Донецка, Львова, Севастополя, Чернигова, Полтавы. Здесь присутствует вся Украина - и это вдохновляет. Очень многие люди приносят продукты. Киевляне все время приносят еду. Вчера приносили плов, приносят вареные яйца, вареники.

Я вышла на Майдан за ЕС. Если мы войдем в европейское пространство, будем иметь больше возможностей.

«СИДЕТЬ ДОМА И ЖАЛОВАТЬСЯ НА ВЛАСТЬ - ЭТО НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ»

Анастасия, 17 лет, первый курс социологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» (на фото - слева, в желтой куртке):

Я пришла на Майдан, потому что хочу, чтобы наша жизнь в Украине стала лучше. Думаю, что сидеть дома и жаловаться на власть - это ничего не менять. Нужно что-то делать. Я здесь не ночевала, но пришла рано. А вчера здесь помогала на кухне: наливала чай и кофе, нарезала бутерброды. Сейчас я помогаю убирать территорию. Планирую стоять столько, сколько надо. Я хочу здесь быть до конца. Я считаю, что надо подписать соглашение об ассоциации с ЕС, потому что это путь приближения Украины к Европе и европейским стандартам. Это поднимет рейтинг Украины, сделает ее более конкурентоспособной.

Немного огорчает, что так мало людей сейчас, мне хочется, чтобы людей больше подтягивалось. Если их будет столько, как сейчас, это долго не продлится. Мне кажется, люди просто не верят, что могут что-то сделать или изменить. Особенно после Помаранчевой революции. Но они могут.

«Я ПЛАНИРУЮ ЗДЕСЬ БЫТЬ ДО КОНЦА - КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДУЮ НОЧЬ»

Пани Леся, Львов, пенсионерка, до этого 27 лет работала воспитательницей в детском саду:

Я сразу решила ехать в Киев. Двое моих сыновей выходят на Львовский Майдан, потому что у них работа, которую не могут оставить. А я поехала. У меня сейчас такой энтузиазм, что я готова ко всему - к лучшему и к худшему. И не только я - из Львова еще едут сюда автобусы. Все это настолько эмоционально и возвышенно, что, когда мы приехали в Киев - невыспавшиеся, уставшие, но улыбающиеся - и зашли в метро, то было как-то грустно от всех этих невеселых лиц.

Моя мама отсидела в Сибири 10 лет. Она имела 25 лет политической статьи. Ей списали 15 лет, 10 она отбыла. Она еще застала Ющенко и перед смертью сказала мне: «Мы не за такую Украину боролись». Она говорила, что наша власть идет за своими личными интересами, а не с умом подходит к важным общенациональным вопросам. Маме было 86 лет, но она была очень идейная. И это мне передалось. Меня обижает, что в Украине - все на русском. Так не должно быть.

Я уже общалась с милицией - ребята не настроены агрессивно. Я понимаю, что у них такая работа. У многих из них друзья и родственники были на Майдане и вчера на Европейской площади. И это плюс. Но они на службе - и здесь ничего не поделаешь. Здесь должна срабатывать только совесть.

Я планирую быть здесь до конца - каждый день и каждую ночь. Я очень оптимистично настроена. Я не знаю, почему вообще так долго терпели люди. Надо было давно выгнать Табачника, Азарова и компанию. Я не могу сидеть дома, когда есть возможность стать ближе к Европе и ее ценностям.

Впрочем, оппозицией я осталась недовольна. Она здесь инертна. Очень. Это та самая оппозиция, которая профукала Помаранчевую революцию. Где они были столько лет, что делали и чего достигли?...

«ДЛЯ МЕНЯ НЕТ ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК РАЗОЧАРОВАЛСЯ»

Иван КИРКОШ, 33 года, частный предприниматель, Ивано-Франковск:

 

Мы с друзьями приехали сюда, потому что нам позвонили наши друзья-киевляне и сказали, что надо помогать. Нас было около 20 человек, и мы сразу приступили к охране стелы и сцены.

Увидел, что люди поднимаются, хотя я сомневался. Я фактически с 2004 года видел, что людей на акциях протестов не слишком много и нет особого запала. А тут я увидел, что люди идут и они активны. Причем на этот раз много киевлян, хотя часто большинство составляют все же приезжие. Я для себя понял, что в 2004 году это был идейный, политический Майдан, тогда люди просто возмутились. На данном этапе все иначе - люди захотели нормально жить. И когда им сообщили, что мы идем в Таможенный союз, из которого только недавно вышли - люди решили исправлять самостоятельно ситуацию. Они хотят работать и достойно жить. Люди вышли, чтобы направить свою жизнь в нужное русло, а это уже проявление национального сознания.

Для меня нет такого понятия, как разочаровался. Да, есть тяжелые моменты, после которых я делаю соответствующие выводы, но не разочаровываюсь. Разочароваться - значит умереть. Я думаю, больше разочаровываются те, кто ищет оправдания своей бездеятельности.

Относительно оппозиции. Первое - оппозиционные политики очень нерешительны, хотя я уже не верю, что можно еще быть настолько нерешительными. Второй вариант - для нас это наглядное доказательство, что нам не стоит ждать, что за нас что-то кто-то решит. Нет, только сами. С одной стороны брошены молодые, зеленые милиционеры с испуганными глазами, совершенно без щитов и без прикрытия. А с другой стороны я вижу нас - молодежь, девушек, которые рискуют своим здоровьем, которые проводят здесь дни и ночи. Политики, по сути, бросили нас на произвол судьбы. Оппозиция очень слабо действует, и я не понимаю почему.

Меня вдохновляет, что здесь много сознательной молодежи. Она уже может что-то менять. Молодые люди понимают, что они являются хозяевами государства.

Утром на Майдане одному из участников акции стало плохо. Медиков на площади не оказалось, а, пока ехала скорая, первую помощь пострадавшему оказал милиционер. После молча вернулся за ограждение, а все присутствующие зааплодировали.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать