В поисках настоящего
Вечерницы Олега Скрипки становятся трендом14 декабря в киевской галерее «Ателье Карась» Олег Скрипка устраивал вечерницы. Фактически, это была генеральная репетиция перед вечерницами на Монмартре, который пройдет 17 января в Париже. Хотя тематика немного изменится: будут водить Меланку. Как сказал лидер «ВВ» накануне в эксклюзивном интервью «Дню», так начнет осуществляться его новый проект «Андріївський узів — Монмартр — побратими».
Как когда-то в хату вдовы набивалось полно девушек и парней, так и галерея Евгения Карася была переполнена. Пришло много новых людей. Потому что одно время на таких мероприятиях встречались одни и те же лица. Теперь круг расширяется. Более того, посещать этно-вечеринки становится модно. «Определенное время творческие силы, которые занимались организацией фольклорных фестивалей или этно-дискотек, называли те действия и публику, которая на них приходила, — «гетто», — говорит Олег Скрипка. — Теперь, похоже, мы выходим из резервации. И в этом заслуга многих, в частности, и фестиваля «Країна мрій» и газеты «День» с ее вниманием к отечественной истории и культуре».
Следовательно, на вечерницах группа «Гуляйгород» и «Чоботи з бугая» воспроизводили некоторые традиции празднования Андрея, в частности, гадание и откусывание калиты — постного твердого коржа, украшенного маком и калиной. Парни, прыгая на рогаче или кочерге, пытались дотянуться до подвешенного калача и кусок откусить. И смеха было! Шума! Музыки и танцев! А еще неформальный модный показ в стиле фольк, где моделью была чуть ли не каждая девушка... А в конце этно-дискотека. DJ — Олег Скрипка.
«К сожалению, я только в таком зрелом возрасте знакомлюсь с родной народной культурой, — делится впечатлениями советник премьер-министра Валерий Мартыновский. — Взрослеют дети, рождаются внуки, и появляется потребность рассказать им о предках. В конечном счете, и самому почувствовать ту связь поколений. Кроме того, я коллекционирую картины украинских художников. Естественно, чтобы понимать стиль их письма, периоды, когда художники творили, следует знать нашу историю и наше искусство». «Отрадно, что сюда пожаловало немало новых людей в меховых шубках и дорогих костюмах, — продолжает директор по связям с общественностью компании «Coca Cola Украина» Леся Жулинская. — Честно говоря, до сих пор на таких мероприятиях их встречала не часто. Будем откровенны, может им некуда пойти? Потому что не так много событий происходит в Киеве. Но также в момент внутреннего или внешнего кризиса человек начинает искать настоящее и вечное. Он погружается в собственные воспоминания, исследует родословие, едет к бабушкам-дедушкам, которые пережили немало, и у них можно научиться жизненной мудрости. Очевидно, сложившиеся обстоятельства возвращают нас к самим себе — в узком и широком значении этого слова. Ведь если не знаешь своих корней, вряд ли сможешь расти. Почему в свое время в США был кризис? Потому что все, приехавшие отовсюду, не знали, образно говоря, чьих родителей дети. Вспоминаю, в 1989 году, когда впервые туда попала, американцы были заняты тем, что составляли свое родословие... Нам легче — у нас все на поверхности. Если и придется искать, то только по регионам». «Я помню времена, когда Олег еще не был таким, можно сказать, национально-настроенным, — подытоживает режиссер Сергей Проскурня. — Сначала он стал нон-комформистом. Потом — антисоветским панком и почти хиппи. Постепенно почувствовал глубину украинского слова. А впоследствии, сочетав содержательное символическое слово со своей панковой культурой, пришел к традиции. То есть, когда еще не было ни классической, ни тем более рок-музыки, народная музыка была естественной, живой и актуальной. Она и является источником искусства. Скрипка ступил на эту территорию и на ней органически существует. И ему поверили. Очевидно, когда человек такой харизмы и популярности предлагает к чему-то приобщиться, то ему верят. И приобщаются. Это работает лучше, чем все государственные программы в поддержку культуры».