Перейти к основному содержанию

В поисках «среднего класса»

Павел Гайдуцкий: «Стимулируем выход больших заработков из тени»
08 июня, 00:00
«День» продолжает исследовать элементы здравого смысла по поводу снижения налога на доходы граждан. Напомним, что речь идет о фактическом снижении шкалы ставок вдвое. Доходы до 400 гривен правительство предлагает уже со следующего года облагать налогом по ставке 10%, до 10000 гривен — 15%, более — 20%. Председатель экономического управления Администрации Президента Украины Павел Гайдуцкий сообщил, что эта шкала была разработана по результатам опроса рабочих украинских предприятий. Тот факт, что его объектом стали не работодатели, а наемные работники, дает предлог для сомнений, но в конце концов, именно оно стало основой правительственного проекта. Больше всего замечаний — в плане границы большого, среднего и малого заработков. Один из авторов этой идеи, Павел Гайдуцкий, разъяснил несколько моментов, которые не могут не вызывать сомнений.

— Почему распределение между ставками налога 10% и 15% установлено на границе 400 гривен? Вы считаете, что именно эта сумма разделяет граждан на бедных и богатых? Или стоит установить этот нижний предел на уровне средней восточноевропейской зарплаты?

— Сегодня 400 гривен — это выше средней зарплаты. Средняя зарплата в Украине — это 340 гривен. 400 гривен — это ориентир средней зарплаты первого квартала следующего года. Именно этим мы руководствовались. Для низкооплачиваемых слоев населения будет действовать ставка налога 10%, и хочу отметить, что это на 3% меньше, чем в России. Для высокооплачиваемых ставка налога также существенно снизится. Шкала разработана так, чтобы стимулировать высокие заработки. Это перевернет проблему с головы на ноги. Потому что раньше так: чем выше зарплата, тем выше ставка. Таким образом стимулируем выход больших заработков из тени.

— Вам не кажется, что считать высокооплачиваемым человека, который получает больше 400 гривен — это странно? К тому же очевидно, что 100% частного сектора экономики использует теневую зарплату в конвертах, а в официальной отчетности показывает суммы зарплат значительно меньшие. Следовательно, и официальный уровень средней зарплаты 340 гривен является просто некорректным. Как вы считаете?

— «Конвертные» зарплаты в Украине платятся гражданам, чей доход, как правило, превышает 500 гривен. Мне кажется, что для этих граждан предусмотрена умеренная ставка — 15%. И только после 2000 долларов ставка налога поднимается до 20%.

— Но почему вы считаете высокооплачиваемым человека с доходом 500 гривен в месяц? Разве не стоило бы, как стимул, установить самый низкий 10- процентный налог для тех, кто получает меньше среднего для восточноевропейских стран уровня — 250—300 долларов?

— Мы провели опросы работников, и именно на его основе разработали шкалу ставок налогов. Половина опрашиваемых получали зарплату меньше 400 гривен в месяц, но имели перспективы в ближайшее время перейти этот рубеж, а остальные опрашиваемые имели доходы выше 400 гривен. 46% опрашиваемых из этой группы предложили ставку налога 15%. Она, кстати, очень приближена к российской ставке 13%. Известно, что в России бюджет выиграл от снижения налога на доходы граждан. Надеюсь, так будет и у нас.

— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию вокруг госбюджета, ведь в мае налоговые поступления составили только 75% плана?

— Ситуация вокруг бюджета сейчас напряженная. В значительной степени она обусловлена тем, что с самого начала по некоторым статьям он был принят нереальным. И об этом Президент говорил и до его принятия, и после. Кроме того, налоговое законодательство в Украине настолько устарело, что «админресурс» улучшения ситуации практически исчерпан. Нужны новации, которые бы стимулировали новые поступления в бюджет. Если опять же сравнить Украину и Россию, то за последние два года динамика наполнения бюджета и роста валового внутреннего продукта у двух стран имеет противоположное направление. Т.е. в Украине рост ВВП опережает, а рост бюджета отстает, а в России наоборот. И мы не можем не обращать внимания на это. Тем более реально чувствуется, что ресурс в экономике есть, просто он не мобилизуется должным образом в бюджет. А почему? Потому что есть около 400 видов льгот. А их общая стоимость где-то равна сумме бюджета. Вот это главный ресурс на ближайшее время. Если бы этих льгот было бы хотя бы в два раза меньше, то у нас была бы такая же ситуация, как и в России.

— Говоря о необходимости отмены льгот, вы имеете в виду и свободные экономические зоны?

— Свободные экономические зоны как раз неплохо работают, там большие темпы привлечения инвестиций, и этот резерв уже завтра даст поступления в бюджет. Речь идет в первую очередь о необоснованных льготах на уплату НДС. Норма, которая требует возврата НДС экспортерам, стала большой проблемой для государства. Без отмены этой льготы проблемы не решить.

— Вы как «главный экономист» президентской администрации, очевидно, располагаете информацией — планируются ли в ближайшее время кадровые перестановки в правительстве по поводу, например, невыполнения бюджета?

— Проблемы, которые возникли в бюджете, сейчас не связываются с деятельностью какого-то министра или отдельного ведомства. Серьезных перестановок пока что не будет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать