В стиле ретро-фолк
Открылась Всеукраинская выставка-конкурс народного искусства на лучшее произведение года![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071109/4195-2-1.jpg)
Вспомнить давние ремесла украинского народа и полюбоваться творениями народных мастеров со всей Украины сможет каждый желающий, побывав в выставочном зале Национального союза мастеров народного искусства Украины. Здесь до 2 декабря будет проходить выставка 500 самых лучших произведений народного искусства, организованная Национальным союзом мастеров и Министерством культуры и туризма. На суд зрителей и жюри представлены различные отрасли народного искусства: изделия из бисера, вытынанки, вышивки, гончарство, ковроткачество, народные игрушки, народный наряд, ткачество, художественная обработка дерева и металла, художественная керамика и многое другое.
СОЛОМЕННОЕ ЧУДО
Профессиональный художник с Волыни, заслуженный мастер творчества Украины Мария Кравчук уже давно «предала» свою основную профессию — создание живописных картин: свыше 20 лет все свободное время она отдает соломоплетению. По ее словам, сначала плетение из ржаной соломы было обычным хобби, которое впоследствии помогло завоевать ей мировое признание (пани Мария неоднократно участвовала в международных выставках произведений народного искусства, в ходе которых проводила мастер-класс). Чтобы воплощать свои замыслы в творчестве других людей, пани Мария открыла в своем поселке студию «Житечко».
— Увидев впервые работу из соломы, я была очарована ею и в то же время не могла постичь, как можно работать с таким удивительным естественным материалом, — рассказала мастер. — Поскольку я люблю работу в поле, то сама сею рожь, собираю, разрезаю солому. Для меня самая большая стадия творчества — это хождение по полю, когда ощущаешь сотни запахов трав, слышишь пение птичек, прислушиваешься к звукам невидимых существ. Все эти мысли потом выливаются в работы.
На выставке Мария Кравчук представила свое видение рождественского вертепа — это соломенный дидух и плоские фигурки людей. Идея изготовить именно плоские фигуры, что намного сложнее, чем объемные, пришла к ней во время изготовления бороды для дидуха. Рождественская композиция получила первую премию во Львове в Музее идей как наиболее светлый рождественский вертеп.
КИЕВСКАЯ РУСЬ — В ПИСАНКЕ
Среди многочисленных работ выставки тяжело не заметить ярко разрисованные писанки, с гордостью стоящие на так называемом пьедестале.
— Поскольку я увлекаюсь культурой Киевской Руси, часто использую символику этой эпохи в своей работе, — раскрыла особенности своего изделия писанкарка Любовь Ктиторова. — Дубовые листья — это символ силы, прочности не только давних русичей, но и нынешних украинцев. Часто в День победы около Вечного огня кладут венок именно из дубовых листьев. Многочисленные крестики на писанках свидетельствуют о язычестве Киевской Руси, потому что каждый из них имеет трилистники, которые означают зарождение новой жизни и имеют мужское (солнце) и женское (земля) начало.
Работы писанкарки отличаются от произведений других мастериц тем, что свои писанки она раскрашивает естественными красками. Вместо традиционного анилина, который быстро выгорает на солнце и теряет яркость, она использует отвары разнообразных растений. Самой большой популярностью у нее пользуются листья сирени, инжира, пижмы, ольхи и кора крушины. По словам мастерицы, окуная яйцо в краску, никогда не угадаешь, какого цвета оно будет. Все зависит от особенностей самого растения — сколько солнца, влаги и тепла оно получило во время роста.
КОВЕР ИЗ УЗЕЛКОВ
Ни одна выставка народного искусства не обходится без произведений народных ткачей. Каждый использует свою технику ткачества, но редко кто обращает внимание на давно забытые методы изготовления ковров. Так, мастер Александра Прокопенко из Львова всю жизнь занимается ковроткачеством, используя древнюю узелковую технологию — так называемый коц (вместо плетения шерстяных ниток слева направо и наоборот, коц предусматривает связывание ниток в узелки, из которых складывается рисунок).
— Чтобы изготовить такой ковер, нужно потратить немало времени — несколько месяцев ежедневного труда, — заметила мастер Александра Прокопенко. — Сначала необходимо создать эскиз будущей работы, подобрать соответствующую цветную гамму, а потом приниматься за вязание узелков.
По словам пани Александры, ковер, который соткан по давно забытой коцовой технике, никогда не разорвется, ведь узелки привязываются друг к другу очень крепко. Теперь в коллекции мастера насчитывается около 20 ковров. Свое умение она передает внукам, вместе с которыми и соткана «Опасность», представленная на выставке.
Организаторы выставки сомневаются, что им удастся определить наилучших мастеров в каждом виде традиционного народного искусства, потому что все по-своему талантливы и неповторимы. В своих работах мастера пытались передать колорит и красоту своего края — Волыни, Днепропетровщины, Закарпатья, Киевщины, Львовщины, Черкасщины и других регионов страны.
Выпуск газеты №:
№195, (2007)Section
День Украины