Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Он видит во 100 раз больше, чем мы...»

В Киевском музее русского искусства открылась выставка Ивана Марчука «Дорога домой»
18 ноября, 20:51

«Больше 45 лет работает моя рука, но выставка «Дорога домой» — первая столь однородная за всю мою выставочную деятельность», — сказал художник на ее открытии в Музее русского искусства. Однородная, потому что в шести залах музея экспонируются только пейзажи — то, чего раньше он не рисовал, к тому же, более 30 полотен из этого цикла в залах не поместились. Как он говорит, «сначала в воображении появилась «веточка» — один пейзаж, потом «дерево» росло и появились все следующие экспрессии: лес (зимний, летний, осенний, когда деревья отбрасывают тень, и срубленные деревья), дороги, поля, восход солнца, покинутые сельские хаты, старая хата, в которой светится окно в ночи, опустевшие дворы, снова солнце — его закат, заснеженное поле, поле с урожаем, речка, пруд...

— Все эти пейзажи очень конкретные, я знаю все места, потому что это — родная земля, где я вырос. Недавно вышел альбом с этими пейзажами «Возвращение домой», но я не знаю, куда вернулся — это не хата, не государство... Это территория, где я бегал босым. Эти картины призовут вас к медитации, покою, возвращению в детство. Когда я приезжаю в село, меня тянут за стол, а я хочу в поле — потому что там, на природе, я вырос. И сегодня оно все за мной спрашивает. Что может быть красивее восхода или заката солнца, или что может быть лучше, чем стать и помечтать над рекой? Я вам дарю солнце и месяц, покой и тишину, луги и поля, — сказал Иван Марчук.

Сейчас в музее экспонируется более 60 полотен. Эксперты говорят, что в творчестве Марчука прослеживается культура, совмещающая в себе память о накопленной тысячелетиями нашей традиционной культуре, и все то, что ныне встречается в европейской современной визуальной культуре.

— Марчук вышивает красками — по технике это очень похоже. И, может быть, мы не понимаем этого на словах, но то, как произведения Ивана Марчука действуют на нас всех, вызывает неизменный эффект, и мы чувствуем гордость за наше государство. Надеюсь, что такие его выставки мы будем открывать здесь ежегодно, — пообещал Александр Бригинец, глава комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма.

— Марчук — это большая тайна искусства, которую до сих пор мир не знал. Чем этот Марчук удивил нас сегодня? Тем, что рисует конкретику, большую конкретику, и вместе с тем мы понимаем, что это реальное, сверхреальное. В этих картинах — вечность, ведь мы видим в них реальность, которая не исчезает, а живет нашим воображением. Он видит во 100 раз больше, чем мы. Вы посмотрите на эти хаты, покинутые дворы — и поймете, что вас волнует! Там нет людей, но там на каждом дворе, возле каждого окна — человеческая судьба, — поведал о своих впечатлениях писатель Дмитрий Павлычко. Таких художников было мало в мировой культуре, и я хотел бы, чтобы услышали наши Президент, премьер-министр и все власть имущие — чтобы мы смогли выставить Марчука в Париже. Люди поймут, что такого нет в мире. Но мы не умеем себя показать, мы не любим себя...

Принцип «или — все, или — ничего» не дает Ивану Марчуку даже день для отдыха, даже тогда, когда сначала власть обещает музей и мастерскую, а потом отказывается от слов. Говорит, что после безделья жалеет о потерянном времени. Ныне художник работает над следующей выставкой, которую составит цикл картин «Взгляд в безграничность». Безграничность для него — это бесконечность фантазии, которую он не может исчерпать.

— Ее мне еще будет достаточно лет на 100 лет. Поэтому сейчас я рисую то, что не имеет ни начала, ни конца. Это будет абсолютная противоположность реалистическим пейзажам, — загадочно сказал Иван Марчук.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать