Перейти к основному содержанию

Вкус свободы

10 июля, 20:16
КАДР ИЗ ФИЛЬМА

В кинотеатре «Жовтень» вышел последний фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи».

«Наша история будет такой, какой мы ее сделаем. Если мы продолжим в том же духе, то история нам отомстит, и ее месть будет скорой. Нужно хоть иногда задумываться над значением идей и информации... Людям совсем не все равно, я могу это доказать. Но, если даже они (инвесторы, настаивающие только на развлекательной функции телевидения. — Д.Д. ) и правы, то в чем смысл нашей работы? Если они правы и мы ни на что не способны, кроме развлечений, то борьба проиграна. Этот инструмент может учить, может просвещать и даже вдохновлять. Но он может это делать только в той степени, в которой люди готовы воспринимать его. В противном случае, это только провода и свет в коробке. Простой ящик с детальками и платами. Совершенно бесполезная вещь. Совершенно бесполезная и никому не нужная».

Эти слова Эдварда Мюрроу, главного героя последнего фильма Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи» воспринимаются, несомненно, пророчески — особенно в современных украинских реалиях. Думаю, что под ними мог бы подписаться любой незаангажированный отечественный журналист; ведь все мы помним сверхусилия, весьма недавно предпринимавшиеся властью, чтобы превратить телевидение в «ящик с детальками и платами», а печатные издания — в раскрашенную макулатуру.

Впрочем, картина Клуни не является производственной драмой. Скорее, это драма экзистенциальная, драма человеческого выбора и сохранения достоинства вопреки условиям, где такое качество не в почете — хотя и построенная на определенных производственных реалиях.

Эти реалии Клуни знает очень хорошо. Его отец был телеведущим; сам он начинал в телесериалах и своего первого большого успеха достиг в знаменитом «мыле» «Скорая помощь». Неудивительно, что закулисная жизнь «малого экрана» стала темой также и его первой ленты «Признания опасного разума». Согласно авторской легенде, сценарий этого фильма основывался на автобиографии телеведущего, который параллельно работал на ЦРУ, выполняя очень пикантные поручения.

Новый фильм (сценарий — Грей Хеслоу) построен уже не на таких экстремальных реалиях. Фабула разворачивается в начале 1950-х, когда Америку охватила антикоммунистическая истерия, спровоцированная сенатором Маккарти, который в ком угодно более образованном, чем он, видел врага нации. Собственно, Эдвард Мюрроу и был тем, кто бросил вызов Маккарти в общенациональном масштабе. Но Клуни в этот раз не сосредоточивается только на одном герое. Его задача сложнее, и он с ней блестяще справляется — создать групповой портрет единомышленников Мюрроу из службы новостей телеканала СВS, настоящих рыцарей политической тележурналистики. Точно и полнокровно, со всеми нужными деталями изображены даже второстепенные герои. Клуни постепенно раскрывает непростую механику отношений как на межличностном уровне, так и в сложной иерархии телекорпорации. По всем составляющим «Спокойной ночи и удачи» — это настоящий триумф Клуни как фильммейкера, кинорежиссера. И черно-белое решение, и приближенное к телевизионной стилистике чередование крупных и средних планов выглядят очень естественно, отнюдь не стилизацией. Благодаря этим визуальным находкам, создается поразительный эффект присутствия, аудитория становится как бы непосредственным свидетелем всего происходящего. Стоит также отметить идеальное чувство ритма, присущее Клуни как режиссеру. Легкий и четкий монтаж, чередование молчаливых полузатемненных эпизодов, которые прекрасно подчеркивают одиночество героев, с групповыми сценами, наполненными движением и дискуссиями, виртуозная джазовая лирика в исполнении Диан Ривс — все это выполнено и «разыграно» по единой партитуре. И потому сам фильм, несмотря на свою внешнюю неспешность, захватывает с первых же кадров.

Среди актеров трудно выделить кого-то — так как, повторюсь, все роли не уступают друг другу. Но стоит таки остановиться на исполнении Девидом Стретхерном партии Эдварда Мюрроу. Он находит всего только две-три краски для своего героя: сигарета в отставленной ладони, острый профиль, желчное и сосредоточенное лицо, если грусть — то только в глазах — и роль готова. Вот такая простота — это первейший признак действительно великого актерского таланта.

«Спокойной ночи и удачи» — это фильм о свободе, о ее мере и о цене|, которую приходится за свободу платить, при том — счастливо лишенный какого-либо пафоса, моралистической дидактики. Сделанный изысканно и в то же время прозрачно, в полной, прошу прощения за банальность, гармонии между формой и ее содержательным наполнением.

Кстати, подобного равновесия до сих пор нет в моей журналистской профессии...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать