Власть аппарата — безгранична

Не каждый день глава государства обращается к гражданам с предложением выразить свое мнение по такому важному вопросу, как внесение изменений в Конституцию. Поэтому у тех, кому не безразлична судьба страны, будущее детей и внуков, появилась хорошая возможность высказать свою точку зрения по актуальным вопросам жизни общества и государства.
Нужна ли политическая реформа? Однозначно — нужна. Но какую реформу мы обсуждаем? Было выступление Президента, в котором он сказал гражданам Украины, что текст политической реформы будет издан отдельной брошюрой, каждый сможет ее купить, почитать и высказать свои взгляды. В субботу 5 апреля 2003 года я обошел все торговые точки в правительственном квартале Киева (у зданий Администрации Президента, Верховной Рады, Кабинета Министров), а также на Майдане Независимости и Крещатике с одной единственной целью — купить обещанную брошюру. Ответ везде был один и тот же — «нет и не было». А наши доблестные главы обладминистраций уже давным-давно все обсудили и одобрили. Разве они не понимают, что ничто другое не может больше скомпрометировать политическую реформу, чем всеобщее обсуждение и одобрение того, чего никто не читал? Если не понимают, то очень плохо, а если понимают и делают — то еще хуже. Стоило Главе государства сказать, что политическая реформа будет проходить в направлении преобразования президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую, как бывшие компартийные функционеры заметно оживились: «Это хорошо. Будем теперь президента избирать в парламенте». Вероятно, увидели в этом пути превращение избираемого народом президента — в генерального секретаря, избираемого номенклатурой.
Лично я против превращения президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую. Нам сейчас, как никогда, нужна сильная президентская власть. События последних лет наглядно показали, что в условиях жесткой международной конкуренции возможно значительное давление на страну, выдержать которое сможет только сильная власть, получившая мандат доверия от народа. Я не уверен, смогла бы власть выстоять в условиях «кольчужного» скандала, если бы не было за спиной 16 млн. голосов избирателей.
Нынешний состав Верховной Рады, на мой взгляд, не сможет противостоять внешнему давлению. Как говорят сами народные депутаты, сегодня в составе парламента более 300 миллионеров. Достаточно обычного решения районного судьи какой-то европейской страны, и благодаря достижениям информационных технологий банковские счета этих миллионеров будут заблокированы быстрее, чем чиновник администрации по своей «сотке» успеет дозвониться до нужного объекта, чтобы дать ценные указания. Желая получить контроль над высшим законодательным органом государства, чиновники всячески способствовали наполнению парламента бизнесменами, но они не учли того факта, что на бизнесменов их капитал имеет значительно большее влияние, чем чиновник.
Это раньше других поняли россияне, поэтому они ощутимо отодвинули своих бизнесменов от власти и избрали преемника из спецслужб, привыкших к работе в условиях жесткого противодействия и относительно равноудаленных от различных кланов и группировок. Только при таких условиях можно проводить эффективную государственную политику.
Несмотря на многочисленные упреки в узурпации власти Президентом, я считаю, что у нас жесткой президентской власти нет. У нас очень мягкая власть Президента и практически неограниченная власть аппарата, который достался Президенту в наследство от старой компартийной системы.
Поэтому я хотел бы, чтобы мы задумались над смыслом двух распоряжений Кабинета Министров Украины: № 129-р от 2 марта 1995 года об отнесении должности консультанта Президента Украины к третьей категории (7, 6, 5 ранг) должностей государственных служащих и № 264-р об отнесении должности помощника главы Администрации Президента Украины и помощника первого заместителя главы Администрации Президента Украины ко второй категории (5, 4, 3 ранг) должностей государственных служащих. То есть помощник замглавы Администрации может подняться на четыре ранга выше, чем консультант самого Президента... Так чья власть устанавливается в стране подобными распоряжениями?
Реформа нужна, реформа обозначена, но проводить ее при неограниченной власти аппарата нельзя.
На следующем этапе необходимо определиться с преемником, достаточно равноудаленным от различных финансово-политических и региональных групп, имеющим влияние на силовиков и способным удержать ситуацию в стране под контролем и обеспечить цивилизованную передачу власти и безопасность существующей власти, способным отстаивать интересы государства на международной арене. И только после передачи власти и прихода новой команды перейти ко второму этапу политической реформы.
Если проведение политической реформы поручить нынешнему аппарату, то «успех» гарантирован — отчитаются в лучшем виде, но ничего не изменится.
Выпуск газеты №:
№64, (2003)Section
День Украины