Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Война – это не фильм, а реальность»

Через личные истории очевидцев украинцы пытаются рассказать миру о преступлениях, совершенных оккупантами
05 апреля, 12:09
ФОТО РЕЙТЕР

Тема «хороших русских», к сожалению, будет актуальна еще многие месяцы. Может быть, и годы. Западная пресса уже позволяет рассказывать журналистке Овсянниковой (ее помнят с плакатом якобы о «нет войне» в прямом эфире российского зомбоящика), как тяжело бедным россиянам жить с санкциями (по ее мнению, украинцам в подвалах, в разбомбленных ее соотечественниками городах живется сладко). Россияне разбегаются  из своей пока целой страны, куда глаза глядят. И уже там зарождается или подпитывается ими тезис о «хороших русских», которые против войны в Украине и что в наших бедах они совсем не виноваты… Нельзя верить тем, кто взрастил гитлера ХХІ века и молча следит за уничтожением Украины и нашего народа. Именно поэтому каждое наше заявление, каждое свидетельство о пережитом в войне России против Украины должно звучать на всех возможных языках мира. Пока адекватные люди и думающие общества будут поддерживать борьбу украинцев против российских захватчиков, до тех пор вера в нашу победу будет надежной основой.

Сейчас активно над сбором показаний работает несколько молодежных инициатив. Украинская ассоциация студентов (УАС) собирает истории украинцев и переводит их на десять языков мира. «Раньше мы инициировали сбор историй студентов об этой войне. Не все сейчас могут приобщиться к волонтерству или сбору средств, но мы считаем, что говорить может каждый, - объясняют такое решение в УАС. – Эти истории могут помочь нашей стране в борьбе с агрессией России и поддержать нашу страну».

В одной из распространенных ассоциацией историй студент Государственного налогового университета и уроженец города Ирпень Александр Туз рассказывает, как 23 февраля устроился на работу в родном городе, а на следующий день был вынужден собирать чемодан. Все планы и идеи автоматически были сменены шоком и тревогой. Я услышал первые взрывы (как потом оказалось, они доносились с окраины моего города Ирпеня)… Сумки были быстро собраны, но ясности в голове не прибавилось – что делать дальше? А взрывы все продолжались... Через несколько часов "экстренная тревога" начала переходить в "стабильную тревогу". Мы созванивались с друзьями и знакомыми по двум вопросам: «Как вы? Что будете делать? Конкретных ответов никто сформулировать не мог, а взрывы все раздавались... Немного придя в себя, я начал общаться с коллегами по многочисленным общественным и студенческим инициативам. Мне пришла идея скоординировать сотрудничество крупнейших молодежных организаций Украины. Собственно этим я и начал заниматься (забегая вперед – организовались мы быстро, и уже нарастили по всей Украине базу контактов, благодаря которым мы держим связь, организовываем места для поселения перемещенных, гуманитарную помощь для населения по всей Украине и т.д.). Сейчас я горжусь своей нацией, продолжаю заниматься организационными и коммуникационными процессами и верю в Украину – свою Родину».

А это история Елены Русиной: «Дом, где я живу, находится напротив киевской телебашни. Неудивительно, что я стала свидетелем ракетного удара по ней в первый день весны 2022 года. Это был ад на Земле. Апокалипсис сегодня. Башня серьезно не повреждена, но пятеро проходивших мимо людей сгорели  дотла. Одной из жертв стала русиянка Азия Климова, работавшая в Киеве и восхищавшаяся украинцами».

Эта история – часть другого проекта – War_Testimonies_UA: Phenomenology of the Russian-Ukrainian war. Его основала одна из участниц проекта Елизавета ЩЕПЕТИЛЬНИКОВА, которая живет в Гонконге. В Facebook создана специальная группа с указанным выше названием, где каждый студент или ученый может оставить свои показания о войне.

«Многим иностранцам трудно представить, что такое война. Они видят новости, и все, что происходит в Украине, может напоминать сцены из голливудских блокбастеров, но это не фильм – это реальность, – рассказывает «Дню» Елизавета. – Личные истории людей во время войны показывают людям за границей, через что приходится проходить украинцам. Многие за границей тронуты личными историями с войны, загораются желанием помочь Украине и украинцам. Я собираю истории студентов и исследователей, их боль спровоцирована атаками российских военных на учебные заведения и исследовательские институты. Через эти личные истории всему цивилизованному миру становится понятнее, какие преступления в Украине совершают оккупанты. Истории студентов и исследователей помогают побуждать университеты и правительства по всему миру открывать стипендиальные программы для украинских беженцев, предлагать позиции для украинских ученых, разрывать связи с исследовательскими институтами и учеными России».

Ученые со своей стороны тоже активно приняли участие в сборе свидетельств о войне. Доктор наук Екатерина Гончарова рассказала, как раньше была историком, ученым, исследователем, менеджером, сподвижником культурного наследия. Все мои проекты с местными, национальными и международными партнерами были отменены или отложены. Теперь я могу быть только матерью для своих детей, и моя единственная цель – обеспечить их и защитить их детство, пока оно еще продолжается. Только теперь я должна ответить на большее количество вопросов. Не только «Почему я не могу прыгнуть в открытый космос?», но и «Когда эта дурацкая война закончится?» и «Почему они на нас напали?» – рассказывала женщина.

Ее коллега Ирина Сотник создала свидетельство аж 17 марта. Извинялась перед читателями за опоздание. Женщина живет в Сумах, где очень нестабильно работает интернет, и ситуацию в городе трудно назвать стабильной. «Благодаря зеленым коридорам, организованным нашей городской властью, некоторые женщины и дети, пожилые люди уже выехали из Сум, но многие еще не смогли выехать из города. Каждый день живем под артиллерийским обстрелом. Ночуем в подвалах, потому что минимум 1-2 раза за ночь звучит воздушная тревога. Конечно, это очень страшно, и так не должно быть в цивилизованном мире. Хуже всего, что цель россиян в этой войне непостижима. Однако для нас эта война стала освободительной, и мы будем бороться до конца… Мне приходится общаться со своими студентами онлайн, успокаивать оставшихся под бомбежкой. Морально очень тяжело, но мы держимся и выдержим».

Напоследок Ирина отметила, что украинцам очень нужна помощь людей по всему миру, важно знать, что нас поддерживают, понимают и сочувствуют. Делитесь подобными историями и не бойтесь рассказывать свои, пусть это сейчас тяжело и больно. Только вместе мы можем одолеть общего врага.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать