Перейти к основному содержанию

Война войной, а жизнь продолжается

В Киевской оперетте — два спектакля Театра-студии Олега Табакова
08 февраля, 19:54
НА ЭТОТ РАЗ КИЕВЛЯНЕ УВИДЯТ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА В «БУМБАРАШЕ» / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

«Билокси-Блюз» Нила Саймона и «Страсти по Бумбарашу» по мотивам ранних произведений А. Гайдара повествуют о войне. И хотя разворачивающиеся на подмостках события имеют отношение к истории, понятное дело, что всякий умный, более-менее владеющий своим ремеслом режиссер всегда говорит со сцены о современности, стараясь предупредить человечество о возможных грядущих социальных катастрофах.

Пьесу прописавшегося на Бродвее мастеровитого американского драматурга Нила Саймона «Билокси-Блюз» Олег Табаков поставил с выпускниками своего актерского курса в 1987 году, когда слава о знаменитой теперь «Табакерке» только начала разноситься по городам и весям доживающего свои последние дни Советского Союза. Перестройка дала возможность говорить о наболевшем, что было обязательным условием создания нового, живого театра. Ввязавшийся в позорную, изначально проигрышную войну в Афганистане, СССР готовился к выводу своего «ограниченного контингента». Болезненная для многих советских семей тема Афгана вышла из подполья, так что ищущему внимания и любви зрителя театру в самый раз было поставить что-то о жестокости и несправедливости войны. За неимением современной советской пьесы О. Табаков взял только что переведенную на русский язык американскую. Рассказ о молодых ребятах, проходящих трехмесячные военные сборы на одной из американских баз перед открытием второго фронта, как нельзя лучше ложился на «афганскую тему», бьющую по нервам отцов и матерей бардовскими надрывными песнями о «черных тюльпанах».

Советские мальчишки почти через полвека повторили судьбу вчерашних американских школьников, готовящихся стать пушечным мясом на полях сражений — и уже одно это обстоятельство абсурдного повторения истории позволяло с пацифистским пафосом говорить о глупости и подлости ввергающих народы в кровавые бойни политиков.

Впрочем, о развязывающих войны политиках в пьесе Н. Саймона речь не идет, о них зритель должен вспомнить, проникнувшись симпатией и состраданием к молодым ребятам, которые вместо того, чтобы жить, любить и быть любимыми, должны умирать, да еще и на чужой земле. Для того, чтобы хоть кто-то из них смог выжить на фронтах Европы и Дальнего Востока, видавший виды сержант выбивает из своих подопечных остатки лени, юной беспечности и каких-либо сантиментов по отношению к себе и своим товарищам. Поселив героев в динамичную сценографическую среду, созданную Александром Боровским из двухъярусных солдатских кроватей на колесиках, режиссер-педагог О. Табаков со своими питомцами поставил спектакль о том, что война противопоказана ищущему счастья и нехитрых земных радостей человеку.

Смешные ситуации, в которые попадают новобранцы, остроумные реплики, которыми они пикируются, сквозящая через весь казарменный юмор тема любви, вернее, ее предчувствия, выразившегося в безудержном юношеском желании — все это захватывает зрителя с головой. Добавьте к этому еще и хороших, точно подобранных на роли исполнителей (драматург со знанием дела выписывал совершенно разные, острые и обреченные на конфликт характеры), и вы получите рецепт создания успешного спектакля. За прошедшие со дня премьеры почти двадцать лет состав исполнителей, конечно же, изменился. Но, невзирая на то, что из спектакля ушел со своими однокурсниками знаменитый теперь благодаря сериалам Евгений Миронов, спектакль остается свежим и злободневным. Ведь нынешнее поколение еще больше сторонится армии и тем более войны, чем их отцы и деды.

Миронов, однако, не отказался от роли Бумбараша в поставленной Владимиром Машковым тринадцать лет назад музыкальной комедии (композитор — Владимир Дашкевич) «Страсти по Бумбарашу». Спектакль, не в последнюю очередь благодаря участию в нем популярного актера, до сих пор идет на аншлагах. Ну и, конечно же, привлекает зрителя название, известное по знаменитому фильму «Бумбараш», в котором задушевно пел и играл кумир иной театральной эпохи — Валерий Золотухин.

Миронов также поет и играет с душой, создавая обаятельный образ непобедимого сельского жизнелюба-пацифиста, для которого незатейливые радости мирной крестьянской жизни с любимой подругой милей всех наград и медных труб, которыми тешат самолюбие героев. Чтобы усилить антивоенный пафос спектакля, режиссер не поскупился на карикатурные, сатирические краски, так что на сцене и большевики, и махновцы, и белогвардейцы — все одним миром мазаны, все в своих военных притязаниях смешны и глупы.

Конечно же, никто не станет спорить, что война — занятие для мирного человека неподобающее, что убивать жизни, особенно — молодые, жестоко и подло. Но вот незадача — ни один из привезенных спектаклей «Табакерки» лично у меня не вызывает ни сострадания, ни даже малейшего сочувствия к готовящимся сложить свои головы солдатам. Возможно, не стоит ждать этого сочувствия от музыкально- комедийного «Бумбараша», но «Билокси-Блюз» для того и написан, чтобы зажечь в сердцах зрителей антивоенный протест. Но он, увы, не зажигается.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать