Время «настольного» футбола
Межсезонье в украинском футболе самое короткое в мире. Немногим больше трех недель разделяют финиш и старт национального чемпионата. 18 июня определились победители и неудачники 12 чемпионата страны, а 12 июля — первый тур 13 чемпионата. Но и за этот короткий срок отечественные футбольные чиновники в который раз успевают сыграть довольно насыщенный матч по «настольному» футболу. Во время этих настольных игр результаты, достигнутые командами на футбольных полях, отходят на второй план. Главным становится умение правильно сформулировать и обосновать пересмотр итогов чемпионата. Второй год подряд главным героем послесезонных разборок в кабинетах футбольных начальников становится «Металлург» из Запорожья.
ЗАО — ООО — ГО
Приведенные выше звукосочетания не являются заклинанием австралийских аборигенов или лозунгом болельщиков из Зимбабве. Хотя на трибунах в Кривом Роге такое вполне можно скандировать во время матчей при участии команды «Кривбасс». Потому что согласно постановлений Бюро ПФЛ название команды за два месяца успело побывать в трех различных клубах — ЗАО ФК «Кривбасс», ООО ФК «Кривбасс» и ГО ФК «Кривбасс». Конечно, что все это было только на бумаге. Никаких трех футбольных клубов «Кривбасс» в Кривом Роге никогда не было. Был руководитель структуры, который ликвидировал и основывал новые структуры. Скорее всего, для того, чтобы не платить по старым долгам и выйти на низший уровень налогообложения. Любой предприниматель хорошо знает эти механизмы, и если так далее пойдет, то вскоре в Кривом Роге будет основан ФК частный предприниматель «Кривбасс». Чтобы перейти на единый налог.
Все это в условиях нашего законодательства и ничему не противоречит. Одно удивляет — позиция ПФЛ, нашей профессиональной футбольной лиги, которая с невероятной легкостью передает правопреемственность своих членов от одной структуры к другой.
А что этой ПФЛ делать, когда футбольных клубов в нормальном понимании у нас только два — «Динамо» и «Шахтер». Все другие участники футбольных соревнований являются не совсем клубами и совсем не клубами. Дает какой- нибудь господин Петренко деньги на содержание команды — есть клуб, не дает — нет. Закрытие или ликвидация украинского футбольного клуба реально является закрытием кошелька. Именно поэтому с легкостью невероятной клубы меняют названия и даже территориальное местонахождение. Как это влияет на собственно футбол, на спортивные принципы и всякий другой фейр-плей? Читаем постановления ПФЛ дальше.
ПОЧЕМ МЕСТО В ЛИГЕ?
Что делать, когда деньги на команду есть, а команда играет плохо и все проигрывает? Скажете, что нужно лучше тренироваться, подбирать более ловких игроков и тренеров, чтобы на футбольном поле добиваться побед? Это «у них» команда с многомиллионным бюджетом может уступить место в лиге коллективу из городка на несколько тысяч жителей. Потому что проиграла. У нас же все сложнее. Есть в Ивано-Франковске деньги на футбольную команду. Команда же проиграла все, что можно, и вылетела в последнюю лигу. Тогда появляется постановление о прекращении членства в ПФЛ клуба «Лукор» из Калуша и признание ее правопреемником команды «Спартак» из Ивано-Франковска. Причина простая — команда из Калуша получила право выступать в лиге, из которой вылетела команда Ивано-Франковска. Идя по такому примеру, любая команда может не беспокоиться за свое место в лиге, не бороться на футбольном поле. Зачем, когда можно договориться с другой командой и заменить ее. Можно под новым названием, можно и под старым.
В прошлом году запорожский «Металлург» после окончания чемпионата «завоевал» в чиновнических кабинетах четвертое место, отобрав его у команды Харькова. Была найдена щелочка в регламенте, которую можно было толковать по-разному. Когда в июне «Металлург» вылетел из высшей лиги, стало интересно, какую теперь найдут запорожцы щелочку в регламенте? Нашли. Хотя для этого пришлось ликвидировать… команду высшей лиги из города Александрия. Конечно же, по собственному желанию. Играла себе команда стотысячного города в футбол несколько десятков лет, вышла два года назад в высшую лигу, боролась за каждое очко и здесь вдруг решила самоликвидироваться. Кто разгадает эту загадку нашего футбола? Как можно после этого говорить об интересах города, об интересах болельщиков, для которых играет команда? Именно это каждый раз подчеркивают руководители ПФЛ, когда убеждают местную власть дать денег на оплату футбольных «профессионалов». Здесь же никаких тебе криков, призывов «сохранить футбол для города». Хотят ликвидироваться, пусть ликвидируются. А то, что под это дело как раз попал запорожский «Металлург», так это случайность, не так ли?
После оперативной ликвидации команды Александрии в высшей лиге осталось 15 команд вместо 16-ти. Календарь уже сверстан и утвержден. Кому отдать освобожденное место? Первой команде «снизу» или последней «сверху»? Международная практика в таких случаях предоставляет преимущество команде «снизу». У нас практика другая. Пять лет назад за таким же образом освобожденное место проводился дополнительный матч между последней командой высшей лиги и второй командой первой лиги. На этот раз к матчу между запорожским «Металлургом»(высшая лига) и «Нефтяником» из Ахтырки (первая лига) дело не дошло. Место просто отдали Запорожью решением бюро ПФЛ. Заодно и в первой лиге вакансию организовали для команды из Винницы, которая также должна «вылетать».
ИЗ КАБИНЕТОВ — НА ПОЛЕ
Понять мотивы бумажных пертурбаций в нашем «профессиональном» футболе — дело напрасное. Чиновники всегда найдут в регламенте параграф, который позволит пересмотреть спортивный результат, или, когда нужно, такого параграфа не найдут. Так же напрасно выискивать в этом чьи-то интересы. Величие и мудрость футбола в том — что в итоге все решает игра. Как бы там ни мудрствовали чиновники, какие бы «белые» или «черные» деньги не крутились вокруг игры, на поле играют живые люди. А они, в свою очередь, или могут играть на определенном уровне, или нет. Как не тянут уже который год «за уши» команду из Ивано-Франковска, она с каждым годом играет все хуже. То же самое касается команды Запорожья, где после решения бюро ПФЛ не встанет из руин развалившийся стадион «Металлург».
По большому счету, небольшие «хитрости» чиновников ничего принципиально в нашем футболе не изменят. Не пойдут тысячи разгневанных болельщиков команды Александрии протестовать против ликвидации футбольной команды высшей лиги в их городе. Потому что нет тех тысяч болельщиков. Ни в Александрии, ни в других городах. Миллионы болельщиков существуют разве что в фантазиях футбольных чиновников. В таких условиях как раз и удобно играть в «настольный футбол» в кабинетах чиновников. Отсюда и результат в футболе реальном, отсюда наше место в европейских и мировых чемпионатах, точнее отсутствие этого места.
Изменить что-то к лучшему вряд ли можно одним указом или постановлением. Изменения в футбол может принести только сам футбол. Реальная игра, которая привлекает зрителей, собирает полные стадионы. Уже через неделю эта игра опять вернется к нам. Уже в следующую субботу застучат мячи на стадионах, начнется реальный футбол. Сможет ли этот футбол победить футбол «настольный»? Хочется в это верить.
Выпуск газеты №:
№113, (2003)Section
День Украины