Перейти к основному содержанию

Все, что вы хотели знать о Гонзо, но боялись спросить

13 июля, 21:32

Нечасто в наш прокат выходят документальные фильмы, тем более — документальные фильмы с привкусом провокации.

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе: история гонзо-журналистики» (оригинальное название «Гонзо: жизнь и работы доктора Хантера С. Томпсона», режиссер — Алекс Гибни) как раз не провокативен — просто он рассказывает о человеке, чья жизнь была одной большой и чрезвычайно талантливо исполненной провокацией.

Хантер Стоктон Томпсон — известный американский писатель и журналист, основатель гонзо-журналистики. После смерти отца остался на попечении матери, которая была тяжелым алкоголиком. Жизнь его с самого начала была полна крутых поворотов, причиной которых являлся его непокорный характер: «сбежал» в армию США, так как разбил грузовик своего работодателя, устраивался в разные газеты, откуда со скандалом бывал уволен — то за неподчинение, то за драку. Все это не помешало ему в 1961 году получить докторскую степень богословия от Почтовой церкви Сан-Франциско. В начале 60-х журналист свел знакомство со знаменитой полукриминальной бандой байкеров «Ангелы ада», что привело впоследствии к появлению очень откровенной и скандальной книги. Но дружба с «Ангелами» закончилась традиционно — мордобоем. В конце 60-х Топсон выдвинулся на выборах на... должность шерифа от партии «Власть фриков (уродов)» в городе Аспен. Выдвинув программу, пропагандирующую легализацию наркотиков, Томпсон также предложил перекопать улицы, превратив их в поросшие травой пешеходные аллеи, выступал против высоких зданий, закрывавших вид на горы, и предложил переименовать Аспен в «Город Жирдяев» — и едва не победил. А опыт баллотирования привел к появлению серии блестящих статей. В 1968 году был напечатан его ранний роман «Ромовый дневник» — изумительная по своей красоте и пронзительности экзистенциальная проза, однако настоящей сенсацией стала опубликованная в 1971 году книга «Страх и ненависть в Лас-Вегасе: Безумная поездка в сердце Американской Мечты» (спустя 27 лет экранизированная Терри Гилльямом с Джонни Деппом в главной роли) — отчет от первого лица о поездке в Лас-Вегас с «300-фунтовым самоанским» адвокатом, чтобы осветить легендарную гонку на мотоциклах «Минт 400», а затем полицейскую наркоконференцию. Во время поездки пара безумцев занимается поиском Американской Мечты, постоянно находясь под воздействием наркотиков. Пережив увлечение политикой (в 1972 году освещал выборную президентскую кампанию демократов, позднее бичевал Никсона, воспринимая его как личного врага) на протяжении 80-х и 90-х Томпсон продолжал изредка публиковаться в «Роллинг Стоун» и написал блестящий роман под названием «Путь Лоно» (в русском переводе — «Проклятие Гавайев») о нескольких безумных неделях, проведенных Томпсоном на Гавайских островах. Одна из последних книг Томпсона, «Царство страха», вышедшая в 2003 году, содержит самый новый материал — злой комментарий к уходящему Американскому Веку. Томпсон умер в своем доме в Вуди Крик, Колорадо, 20 февраля 2005 года, выстрелив себе в голову. Ему было 67 лет.

Томпсон не только являлся талантливейшим писателем-прозаиком — он, по сути, революционизировал журналистику. Стиль гонзо предполагал крайнюю степень субъективности и в то же время предоставлял автору небывалую доселе свободу суждения и творчества: можно было писать о вещах, не имеющих ни малейшего отношения к теме статьи, но в итоге дать развернутый портрет общества, запечатлеть состояние умов. Гонзо сделало журналиста если и не соучастником, то катализатором истории. Это в полной мере относится к самому Томпсону: сама его биография — настоящее отражение эпохи, тех бурных послевоенных десятилетий, что вместе с Америкой в той или иной степени переживал весь мир.

Фильм Алекса Гибни (отмеченного, кстати, в 2007 году «Оскаром» за неигровой фильм «Такси на темную сторону») построен стандартно для такого типа кино: фрагменты хроники или игровых фильмов по произведениям Томпсона чередуются с воспоминаниями и комментариями друзей, коллег, близких людей, среди которых Джонни Депп, культовый писатель Том Вульф, автор знаменитых гротескных иллюстраций к произведениям Томпсона художник Ральф Стэдман. Гибни проходит по всем значимым вехам в жизни героя, вплоть до фантасмагорических похорон, волей усопшего превращенных в настоящий авангардный спектакль. Конечно, для такой личности и такой жизни можно было бы найти и менее банальный способ изложения. Но, в конце концов, биография Томпсона — материал зрелищный сам по себе, его достаточно лишь более-менее внятно изложить. Что Гибни и делает — без особой выдумки, но старательно. Собственно говоря, в качестве развернутого комментария к легендарной жизни этот фильм и стоит посмотреть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать