Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вся жизнь — балет?

21 февраля, 20:36
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «НЕЗДЕШНИЙ САД. РУДОЛЬФ НУРЕЕВ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

В субботу в столичном Октябрьском дворце завершился гастрольный тур Московского театра Романа Виктюка по семи городам Украины: Днепропетровск, Севастополь, Симферополь, Харьков, Львов, Одесса и Киев. На этот раз популярный режиссер познакомил публику с одной из последних своих работ — спектаклем «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», поставленным им по пьесе Азата Абдуллина. Театралы со стажем смогут припомнить, что этот драматург — автор популярного в советские времена «Тринадцатого председателя» (театральный хит того периода). По словам Романа Григорьевича, пьесу Абдуллина он «перекроил» по-своему.

Глянцевая сторона биографии великого танцовщика ХХ века (триумфы на ведущих сценах мира, герой светских хроник, армия поклонников, фантастические гонорары) — осталась за бортом сюжета. Режиссер сосредоточился на психологической стороне жизни звезды балета.

Рудольф на сцене был похож на Бога и Черта. По словам критиков, «в нем была какая-то животная сексуальность, словно женское и мужское начало сплелись в один затейливый клубок в этом прекрасном теле». Он был амбициозным человеком: захотел стать первым танцовщиком, выступать в ведущих театрах мира и добился своего — стал лучшим в балетном мире.

В хрущевские времена, в июне 1961 г., Нуреев, будучи солистом Кировского театра, стал перебежчиком (не вернулся из зарубежных гастролей). Виктюк, лично знавший танцовщика, утверждает, что этот шаг Рудольф сделал не под влиянием эмоций, а прагматически точно рассчитав, что на Западе его талант лучше оценят, нежели в Союзе. В «Нездешнем саде» Роман Григорьевич показывает, как болезненно переживал танцовщик вынужденную разлуку с родителями. Отец до самой смерти так и не простил сына за этот поступок. На родине имя Нуреева было под запретом, его заочно осудили на семь лет как предателя. Только через 26 лет после побега Рудольфу удалось повидаться с матерью…

В спектакле Дмитрий Бозин, под режиссерским началом Виктюка, передает внутреннюю драму своего героя. В жестоком и завистливом мире балета Нуреев все же занял свой пьедестал. Но взбираясь по лестнице успеха, Рудольф бывал очень жёстким, а порой и жестоким. Творчество и личную жизнь он не разделял. Влюблялся, увлекался, постоянно искал идеал. Это был «ходячий, танцующий и летающий секс», как писали о танцовщике репортеры светских хроник.

Некоторые зрители, зная, что Роман Виктюк гордится званием «мастера театральной эротики», возможно, ожидали, что в этой постановке режиссер попытается эпатировать публику, шокирует их откровенными сценами. Ведь не секрет, что Нуреев не скрывал своей нетрадиционной ориентации. А Роман Григорьевич сделал очень тонкий, психологический и деликатный спектакль о мятущейся душе мастера танца, рассказав грустную историю о трагедии одиночества гения.

«Нездешний сад» — очень режиссерская постановка. В этом спектакле Роман Виктюк математически точно выстраивает все мизансцены. Замедленные ритмы, точно подобранная музыка, эффектные позы актеров — все вместе работает на спектакль, в котором угадывается фирменный виктюковский стиль. Аскетичные декорации Владимира Боева помогают актерам окунуться в атмосферу событий. Фактически всё действие «Нездешнего сада» проходит у балетного станка, закольцованного в круг. Искусство для Нуреева не только слава, но и огромный труд, боль до кровавых мозолей на ногах, физическая опустошенность после выступлений... В этом спектакле Дмитрий Бозин не только показывает свою фирменную «фишку», демонстрируя тело прекрасно фактурного красавца, но и показывает, что как актер он очень вырос в драматическом плане. Бозин играет не сколько самого Нуреева, сколько его мятущуюся душу.

Хрупкая Екатерина Степанкова прекрасно играет роль Марго Фонтейн — знаменитую партнершу, музу… В этом спектакле удачными можно назвать образы Матери (Л. Погорелова), Бруно (А. Скляренко). Вообще труппа Виктюка всегда работает как хороший ансамбль — режиссер умеет разглядеть актерский потенциал. А мы, киевляне, можем только пожалеть, что наши земляки Погорелова, Степанкова и другие актеры не смогли реализоваться в наших театрах и вынуждены работать за рубежом...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать