Выстоит ли «Самсон» на Подоле?
Реставрировать исторический фонтан берется фирма, которая фигурирует в уголовных делах, а проект не имеет научных обоснованийКонтрактовая площадь живет, словно в двух мирах. Одна ее часть — принаряженная, выглаженная, подсвеченная... А другая — исторически весомая и наиболее ценная — постепенно скрывается за зеленым забором и строительными лесами. Именно так сейчас в тайнике находится самая большая рана Подола — Гостиный двор, который уже годами ждет реставрацию. Рядом с ним недавно за ограничительную ограду власть спрятала фонтан «Самсон». Памятник ждет масштабная реставрация. Безусловно, это плюс. И в истории с реставрацией фонтана, которая только началась, сразу возникли опасения громады, не навредит ли это достопримечательности.
Прежде всего вызывает вопросы смета, озвученная коммунальным объединением «Киевзеленстрой» как заказчиком работ. На восстановление фонтана потребуется 2,4 миллиона гривен. На информационном щите возле беседки говорится, что сначала будут проведены работы по демонтажу покрытия и булыжного камня, далее — устройство мозаикових мостовых, восстановление архитектурных деталей и обвязка оборудования фонтана. После восстановления цветовая гамма фасада фонтана несколько изменится: опоры будут бежевыми, стены — бирюзовыми или ярко-голубыми, купол — зеленым, а фигура апостола на нем — золотой. Такой подход вызвал у экспертного сообщества не меньше вопросов, чем ценовая политика реставрационного проекта.
РЕСТАВРАЦИЯ — АКТУАЛЬНА, НО НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО?
Несмотря на то, что в последний раз с фонтаном работали реставраторы почти 40 лет назад, восстановительные работы, конечно, нужны. Напомним, современный «Самсон» — это копия фонтана ХVIII века. В 1749 году его построили по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского. Фонтан с ротондой получил название «Фелициал». Был возведен в форме арки с двойными колоннами и фигурой святого Андрея Первозванного на куполе. Внутри павильона находилась деревянная скульптура ангела с чашей, из которой лилась вода.
В начале XIX века скульптуру ангела заменила композиция «Самсон, раздирающий пасть льва». Пожар 1811 года уничтожил павильон и часть памятников Подола. Далее фонтан тоже пережил непростые времена: во время Первой мировой войны его скульптуры спрятали в городской музей древностей и искусства, а в 1930-х годах фонтан снесли вообще из-за угрозы распространения инфекций.
Фактически с нуля фонтан воссоздали только в 1982 году, приурочили это к 1500-летию Киева. «Самсон» восстанавливали архитектор-реставратор Валентина Шевченко совместно с архитектором Юрием ЛОСИЦКИМ, для этого изучали архивные документы, чтобы приблизить фонтан к его первоначальному виду.
И по какому именно проекту — Григоровича-Барского или советских времен, будут реставрировать фонтан сейчас, трудно выяснить. Киевовед Владислава ОСЬМАК расспрашивала в соцсетях коллег, не попадались ли научные обоснования, так каким же должен быть на самом деле «Самсон», поскольку на фото и рисунках XIX века он преимущественно белый, без тонировки деталей, но есть изображения (черно-белые или сепия), где фонтан якобы цветной, отмечает она.
ЦВЕТНОЙ ДИССОНАНС
Свое слово здесь должны сказать архитекторы. Юрий Лосицкий кое-что пояснил изданию «Хмарочос». По его словам, проект в 1982 году делали в спешке, чтобы успеть к Олимпийским играм 1980 года, поэтому реализовали не все, что запланировали. В частности, беседку побелили вместо того, чтобы покрасить.
В департаменте охраны культурного наследия КГГА добавили, что реставрация будет по проекту Шевченко и Лосицкого на месте аутентичного фундамента. Проект базируется на научных исследованиях, иконографических материалах и фотографиях XIX века.
«СМИ цитировали автора реконструкции и реставрации, он ссылается на фото, и это очень странно, — считает Владислава Осьмак, подчеркивая, что это сугубо ее позиция. Хотя очень целесообразная. — Где научные обоснования, если они существуют, оригинальные чертежи? Надо искать ответы на эти вопросы. Если происходит реставрация восстановленного в 1982 году фонтана, который восстановили белым, то он белым и должен оставаться. Так, как получилось с Гостиным двором, который построили заново по проекту XIX века, который тогда не был воплощен, а в 1980-х годах ХХ века его построили таким, каким он запланирован, но никем не был построен. То есть здесь та же методология подхода к реставрационным процессам».
По мнению госпожи Владиславы, цветное окрашивание (в достаточно интенсивный голубой и бежевый) сделает фонтан ближе к стилистике Михайловского Златоверхого собора в верхнем городе, чем к белостенным барочным церквям, расположенным поблизости на Подоле. «Его фактически вырывают из визуального контекста, — дополняет киевовед. — Возможно, это мои вкусы. Потому действительно, если присматриваться к фотографиям XIX века, на некоторых из них фонтан выглядит так, будто он раскрашен и разноцветный. Но опять же, это влечет за собой следующий вопрос — методологический».
«В проекте еще есть пункт о покраске фигуры апостола, который стоит на куполе, в золотой цвет, а не позолоту, это, условно говоря, бронзянка. Это безвкусица, который царит, к сожалению, в Украине. Вместо качественного ухода и выделения средств на увеличение штата инспекторов в департаменте охраны культурного наследия, где их только двое, вместо средств на продвижение правильного обращения с памятниками, на что тратится бюджет? На имитацию. И это все делается на фоне ужасного Гостиного двора», — резюмирует Владислава Осьмак.
ЗА ИСПОЛНИТЕЛЕМ РЕСТАВРАЦИИ УЖЕ СЛЕДИТ ПРОКУРАТУРА
Вопрос еще и к тому, кто именно будет выполнять реставрационные работы. На сайте Prozorro говорится, что «Киевзеленстрой» определил победителем тендера ООО «Ж.О.К.». Общество должно справиться с задачей до конца этого года. Но никакого отношения к реставрации компания не имеет, наоборот — ее репутация должна вызывать сомнения у коммунального объединения.
По данным ресурса Opendatabot.ua, уставный капитал компании составляет всего пять тысяч гривен, а по состоянию на 1 июня этого года у общества накопился налоговый долг почти 14000000 гривен. Основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Хотя реставрация — очень ответственное дело, этим должны заниматься исключительно специалисты.
И в дополнение, ООО «Ж.О.К.» сейчас фигурирует в судебных делах из-за административных, хозяйственных и уголовных нарушений. Один из споров касается незаконного строительства автозаправки и самовольного захвата земельного участка под нее. Это дело изучает Киево-Святошинская местная прокуратура в рамках открытого уголовного производства. В судебных постановлениях также упоминается, что ООО «Ж.О.К.» неоднократно штрафовала Государственная архитектурно-строительная инспекция за нарушение градостроительного законодательства.
Странный выбор коммунального предприятия, еще и для такого проекта, как восстановление исторического объекта.
«ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ВЛАСТИ НУЖНО БЫСТРО ДОВЕСТИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ ДО РЕМОНТА»
Между тем, в 2018 году город тоже планировал обновить «Самсон». Скульптор Анна Киселева вместе с киевоведом Александром Ройтманом с 2015 занимаются фонтаном, так сказать, на общественных началах. Время от времени моют его от красок и чинят после повреждений, нанесенных вандалами. Два года назад активисты так же озаботились проблемой восстановления фонтана и удивлялись смете «Киевзеленстроя».
«Мы не раз с командой занимались реставрацией Самсона, знаем этот объект хорошо, — рассказала «Дню» Анна. — Осенью 2018 года «Киевзеленстрой» наконец обратил на него внимание и заявил сумму на реставрацию фонтана, завышенную в 10 раз — 2,5 миллиона гривен. Тогда мы удивились и посчитали сами, сколько реально нужно для реставрации фонтана, получилось 250 000 гривен. Но в «Киевзеленстрой» захотели — поменять брусчатку, установить информационный щит, покрасить синим и позолотить элементы. Все это — лишние работы для того, чтобы показать: деньги потрачены для того и этого. Кому это нужно? «Самсону»? Нам — зрителям? Нет — это нужно тем, кто управляет потоком денег. Кстати, за это год «Самсон», который все остальные годы нашими силами как-то держался, стал вдруг очень быстро приходить в упадок. Были разрушены лапы льва, ротонда разрисована, статуя облита краской, в чаше — мусор. Такое ощущение, что власти требовалось быстро привести памятник в упадок, а значит — к капремонту. Капремонт — это направление потока денег. Статуей прикрылись, чтобы из этого потока черпнуть по-жадному».
Конечно, памятникам нужен уход. Но что ждет «Самсона» на Подоле? Истории незавершенного ремонта, которых по Киеву десятки, к сожалению, добавляют свою ложку дегтя в любые добрые намерения.
Остаются надежды на счастливый случай. Недаром же Самсон, как библейский герой, обладал удивительно странной силой, мог голыми руками раскрыть пасть льва. И фонтан на Подоле оброс легендами и мифами, порой до опасного: выпьешь воды от Самсона — будешь жить всегда в Киеве. Сейчас городу не хватает своего Самсона, который бы смог спасти от упадка и безвкусицы.
Выпуск газеты №:
№140, (2020)Section
День Украины