Перейти к основному содержанию

«Выживать мало. Надо научиться побеждать»

Почему история признания геноцида вполне реальна с другими нациями, но пока не может произойти с украинцами?
30 октября, 18:09
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию о признании массового убийства армян в Османской империи в 1915-1923 годах геноцидом. За принятие резолюции проголосовали 405 из 435 конгрессменов, причем как демократы, так и республиканцы. Против высказались всего 11 членов Палаты представителей (eurointegration.com.ua).

«В память о погибших в одном из наиболее жестоких преступлений ХХ века: систематическое убийство Османской империей свыше 1,5 миллионов армянских мужчин, женщин и детей. Давайте сегодня четко излагать факты, что в здании этой Палаты навсегда будут вписаны в протокол Конгресса: варварство, осуществленное против армянского народа, было геноцидом», — заявила спикер Палаты Нэнси Пелоси.

В ответ министерство иностранных дел Турции уже распространило заявление, в котором назвало резолюцию Палаты представителей «изданной для внутреннего использования» и «не имеющей исторической или правовой почвы». Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу назвал документ «местью» за вторжение Турции в северную Сирию.

Позиция Турции относительно событий 1915 года заключается в том, что гибель армян в восточной Анатолии в 1915 году произошла после того, как некоторые из них присоединились к россиянам, которые осуществляли вторжение, и восстали против османских сил. Анкара не признает эти события геноцидом, но признает, что в ходе Первой мировой войны были жертвы с обеих сторон.

Параллельно разворачивается еще одна история, непосредственно касающаяся Украины. «История, которой не могло произойти с украинцами. США признали геноцид армян. Прямо перед этим этническая армянка Ким Кардашьян через «Твиттер» призывала конгресс принять позитивное решение, а граждан — давить на конгрессменов», — написал в ФБ эксперт Виталий Манько.

Недавно разгорелся скандал по поводу отсутствия единой позиции украинско-немецкой комиссии по признанию голодомора геноцидом в петиционном комитете Бундестага.

Посол Украины в Германии Андрей Мельник обвинил историка Ярослава Грицака (сопредседатель немецко-украинской комиссии историков. — Ред.) в бездеятельности: «Одним из главных направлений работы комиссия определила изучение «истории Украины в советский период и темы Голодомора». Задача, несомненно, важная, и тем более актуальная в настоящий момент, когда Бундестаг наконец начал рассмотрение вопроса о признании Голодомора геноцидом украинского народа... благодаря титаническим усилиям украинских активистов в Германии и людям доброй воли со всего мира удалось собрать подписи под петицией к Бундестагу...  21 октября состоялось заседание петиционного комитета в Бундестаге. Как ранее, так и во время этого события в немецком парламенте неоднократно звучали прямые призывы к комиссии дать свою объективную оценку одного из наибольших преступлений ХХ века. Но сама комиссия почему-то не считает, что эти призывы ее должны задевать... Именно поэтому комиссию с украинской стороны необходимо перезагрузить! Эта необходимость уже давно перезрела».

В свою очередь Ярослав Грицак отверг обвинение, объяснив свою позицию тем, что к нему не обращались: «Вы, вероятно, узнали бы, почему мы не можем выйти с общим заявлением о Голодоморе как геноциде. Лично я не занимаюсь темой Голодомора, но из того, что читал, составил себе четкое представление: да, Голодомор был актом геноцида. Вы вспомнили о письме профессора Шульце-Весселя (сопредседатель немецко-украинской комиссии историков. — Ред.) вам — но мы не знали о нем, пока вы не процитировали его в своем тексте. Эта цитата нас, украинских членов комиссии, удивила — нас никто никогда не спрашивал, что мы думаем о Голодоморе. После публикации вашего письма я обратился к каждому украинскому члену нашей комиссии с вопросом, что они думают о Голодоморе. Оказалось, что наши мнения совпадают. К сожалению, такого единства нет среди наших немецких коллег...  А что касается меня лично, то я не боюсь угроз снять меня с должности соруководителя комиссии».

Этот публичный скандал вряд ли будет способствовать позитивному рассмотрению вопроса Голодомора в немецком парламенте, так как демонстрирует, что среди самих украинцев нет единства и не хватает коммуникации. Тем более после того, как стало известно, что МИД ФРГ не советует петиционному комитету бундестага признавать Голодомор 1932-1933 гг. геноцидом украинского народа.

«Вся эта история наводит на печальные выводы. Ведь здесь прослеживается общность и противоположность позиций Кардашьян и Грицака. Что между ними общего? Они в своих этнических и гражданских кругах являются весомыми фигурами. Возможно, благодаря популярности Кардашьян больше влияет на мнения. Однако публичное мнение как Грицака, так и Кардашьян, имеет значение и учитывается как обществом, так и политиками. Что их отличает? Кардашьян в политической активности руководствуется сугубо своими ценностями и гражданской позицией, она не жалуется на то, что ей не выплатили зарплату за гражданскую активность, не объясняет свою бездеятельность тем, что ей не позвонили, о чем-то не попросили. Взяла смартфон, запостила резонансный призыв, добилась успеха. У Грицака нашлось 100 500 причин этого не сделать. Вот почему история признания геноцида не может произойти с украинцами, но вполне реальна с другими нациями», — считает упомянутый Виталий Манько.

С украинцами это тоже вполне реально. Но нужно единство и наступательная внешняя политика. Тем более, что несколько десятков стран уже признали Голодомор 1932-1933 гг. геноцидом украинского народа. Нужно работать дальше.

«Уровень информированности немецкого общества о самой большой украинской трагедии таков, который позволяет игнорировать призыв упомянутой выше петиции, — пишет в своей статье в газете «День» украинский историк Владимир Бойко. — Вполне уместно задать вопрос и самим себе, дипломатической службе и консульствам: все ли возможное было сделано для того, чтобы осведомленность западных обществ о геноциде украинского народа была выше? Действительно ли это приоритет в сфере истории и культуры? Не оказалось ли обновленное внешнеполитическое ведомство ослеплено успехом своих предшественников и украинской диаспоры? Несмотря на достаточно пессимистическое начало, рассмотрение петиции будет продолжаться в течение отведенного по регламенту времени. Это значит, что у нас еще есть возможности через общественность повлиять на депутатов Бундестага, объяснив, почему позитивное решение очень важно и какими будут его последствия (негативное — также). Немецкая ориентированность на Россию — скала, которую можно и нужно разрушить».

И в конце цитата из недавнего эфира (Ukrlife.TV) главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной: «Правящие режимы меняются, но где-то все-таки, по-видимому, лежат папки со всяческими сценариями развития и хода событий, потому что все страны имеют долгосрочные национальные интересы. А Украина — нет. Не видно. Только выживание, но этого мало. Надо научиться жить, надо научиться конкурировать, надо научиться побеждать. И в этом смысле у нас здесь большой «пассив», опять же именно из-за незнания истории».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать