За попытку влияния на решение судей предусмотрена уголовная ответственность,
напоминает глава ВСУ Виталий БойкоПо информации председателя суда АР Крым Михаила Тютюнника, крымские судьи не только прибыли на конференцию за свой счет, но и время от времени собирают средства из собственного кошелька на оплату труда присяжных, без которых не может состояться слушание «тяжелых» дел. Как заметил в своем выступлении председатель Высшей квалификационной комиссии судей Юрий Кармазин: «Заказное правосудие еще не ушло в бытие». С этого больного вопроса начался разговор с председателем Верховного суда Украины Виталием Бойко:
— К сожалению, факты коррупции есть. И вы, наверное, знаете, что в прошлом году Верховная Рада дала согласие на привлечение судей к уголовной ответственности якобы за получение взятки.
Я сказал, «якобы», потому что человек виновен в совершении преступления только тогда, когда он осужден судом, и приговор вступил в законную силу. Эти и другие факты, к сожалению, свидетельствуют о том, что в судейском корпусе есть люди, которые получают не только заработную плату, но и вознаграждение за определенные услуги. Судьи по закону несут большую уголовную ответственность: от 8 до 15 лет лишения свободы за взяточничество.
— Часто правоохранительные органы, прокуратура заявляют о завершении расследования резонансных дел, в основном экономического характера, которые, однако, не находят своего логического завершения в судах. Можете ли вы объяснить причины проблемы?
— Мне трудно говорить обо всех делах. Иногда оценка обстоятельств, установленных в ходе расследования, делается с учетом информации, не содержащейся в материалах дела. Для суда такие обстоятельства являются недоказанными. И вообще сообщать о выявленных преступных группировках, о каких-то делах не очень этично. Нарушается главный принцип — каждый человек считается невиновным, пока приговор не вступил в законную силу, т.е. не прошел все стадии проверки.
— Можете ли вы дать оценку «дела Лазаренко»?
— Мне как судье не разрешается высказывать никаких мнений. Я надеюсь, что следствие будет объективным и беспристрастным. Когда же будут собраны доказательства в установленном порядке, суд примет решение, ни на йоту не отступая от действующего законодательства. Все остальное — это работа политиков. Показателен в этом контексте случай с обвинением Пиночета в Великобритании. Когда стало известно, что представитель палаты лордов, участвовавший в обвинении чилийца, является членом «Международной амнистии», дело Пиночета решили пересмотреть.
— Как в этом контексте вы относитесь к депутатской неприкосновенности?
— Я думаю, процедура дачи согласия на привлечение народного депутата к ответственности похожа на суд. С моей точки зрения, депутатский корпус переходит к оценке доказательств, беря на себя полномочия суда. Однако учитывая наличие противостояния различных политических сил, неприкосновенность у народных депутатов должна быть, как, кстати, и у судей. Потому что судья без неприкосновенности уже не судья. Думаю, компромиссом мог бы стать конституционный запрет на арест подозреваемого народного депутата без согласия парламента.
— Виталий Федорович, вы неоднократно отмечали то, сколько претензий у Верховного суда было к качеству рассмотрения так называемых «избирательных дел». Как вы относитесь к тому, что некоторые судьи районных судов, например Печерского райсуда столицы, имеют прямые правительственные телефоны. Не планируете ли вы принять более решительные меры по ограничению влияния на судей на следующих президентских выборах?
— Учитывая опыт тех противостояний, которые были на выборах народных депутатов, мы предвидим, что некоторые граждане могут злоупотреблять своим правом обращения в суд. И мы побаиваемся, чтобы некоторых наших судей не втянули в это противостояние. Я, честно говоря, не знаком еще с содержанием нового закона о выборах президента, но мне известно общее положение, что решения всех избирательных комиссий могут быть обжалованы в суде. Для нас очень важно, чтобы судьи были ознакомлены с законом заблаговременно, ибо опыт прошлогодних выборов показывает, что многие решения были постановлены именно с нарушением закона.
Иметь прямые правительственные телефоны или нет — это дело отдельных судей и тех, кто эти телефоны устанавливает. Кстати, такие телефоны установлены недавно и у некоторых руководителей хозяйственных, отмечаю это еще раз, управлений, так как они непосредственно общаются с правительством. А относительно влияния — оно неминуемо. Но тем, кто хочет повлиять на решение судьи, я напоминаю, что за такие действия предусмотрена строгая уголовная ответственность.
Выпуск газеты №:
№12, (1999)Section
День Украины