Защита отечественного производителя — дело рук самого производителя
Президенты Украины и России поддержат Ан-70 эпистолярно![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19991021/4195-2-1_0.jpg)
Президенты Украины и России намерены еще раз обратиться к своим коллегам-президентам Франции и Германии, чтобы те обеспечили политическую поддержку проекта самолета Ан-70 на европейском рынке. Такое поручение также получили и министры обороны Украины и России. Об этом в Киеве заявил генеральный директор Авиационного научно- технологического комплекса им. Антонова Петр Балабуев. Это заявление он сделал на фоне открытия в столице Украины первой в истории страны международной выставки «Авиамир — ХХI век».
Ан-70 участвует в международном тендере, объявленном европейскими странами с целью переоснащения своих военно-воздушных сил более современными машинами. На сегодня ситуация с определением победителя является довольно неопределенной. В самой Европе не существует единодушных взглядов на то, понадеяться ли на адаптированный к европейским стандартам Ан-70 или делать сугубо европейский самолет без услуг в некоторой степени непредсказуемого украинско-российского тандема. Ныне главные страны, определяющие будущее этого проекта в качестве крупнейших заказчиков, это Германия, которая довольно лояльно настроена к Ан- 70, и Франция.
Как раз накануне открытия в Киеве выставки, которая должна представлять мировые перспективы и мощности украинской авиастроительной промышленности, журнал «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» сообщил, что французская промышленность намерена приступить к программе сугубо европейского транспортного самолета уже в следующем году. Даже не ожидая решения Германии, которая, по мнению французов, поддерживает проект на основе Ан-70, только из чисто политических соображений.
На это утверждение Петр Балабуев заметил, что такая ситуация является только подтверждением раскола Европы на два лагеря, который вызвал наш Ан-70 и что в конце концов окончательное решение по поводу появления этого самолета на военных аэродромах Европы действительно будут принимать политики. А Украина должна принять, как он высказался, целую «гамму наступательных мер», чтобы это решение было позитивным. Кроме обращений к президентам и министрам оборон, Киев также намерен продемонстрировать возможности Ан-70 членам бундестага.
Что же касается перспектив Ан-70 на украинско-российском рынке, то и тут не все просто. Минобороны Украины и России ныне уточняют, какое количество машин они будут заказывать. Пока военные думают, АНТК доделывает Ан- 70, используя для этого собственные средства. Россия не покрыла старые долги. Правительство страны не может обеспечить необходимую финансовую поддержку проекта Ан-70. Петр Балабуев даже пожаловался на председателя Национального банка Украины Виктора Ющенко. Ведь, мол, Совет национальной безопасности и обороны поставил задание Национальному банку разработать вариант для финансирования этого проекта. На что банкиры ответили, что это не работа Нацбанка. Петр Балабуев говорит, что разработчики Ан- 70 хотели бы получить кредит под завершение работ над самолетом под 10-12% годовых, однако ныне кредитные коммерческие ставки составляют 57-85%.
СПРАВКА «Дня»
По предварительным расчетам, программа создания нового транспортного самолета «Ан-7X», сконструированного на базе российско-украинского Ан-70 и предназначенного для замены устаревших западных транспортников типа американского С-130, потребует 850 млн. евро. Для создания в Европе аналогичного самолета потребуется не менее 6,5 млрд. евро. Для замены авиапарка транспортных самолетов трех стран необходимо 304 самолета: 164 — для Российской Федерации, 75 — для Германии, 65 — для Украины. Для замены всего европейского авиапарка транспортных самолетов понадобится еще 288 «Ан-7X». Решение о серийном производстве «Ан-7X» для западных военно-воздушных сил будет приниматься в 2000 году правительством Германии, а также правительствами стран, входящих в блок НАТО.