Перейти к основному содержанию

Жителям молдавского пограничья международные договора — не указ

Они против передачи Украине территории, хотя соответствующее решение было принято еще в 1999 году
04 декабря, 20:35

Жители молдовского приграничного села Паланка готовы перекрыть трассу «Одесса-Рени» при первой же попытке власти Молдовы отдать Украине территорию у села. Передача территории у приграничного села должна произойти в силу двусторонних договоренностей в обмен на территорию Джурджулешты.

— В случае, если будет предпринята попытка передачи земли под автодорогой, мы готовы держаться за эту землю, в том числе путем блокирования автострады, — рассказал глава района Штефан Водэ Валерий Берилл. — Мы категорически против, и не уступим ни пяди земли, оставленной нам нашими предками. Считаю, что этот свой долг мы должны исполнить до конца.

Примар Паланки Лариса Волох говорит, что проблема не только в тех 7,8 км, по которым проходит шоссе, но и в земельных площадях, расположенных за автотрассой, тоже части Молдовы. В случае передачи Украине земли под автодорогой, граждане Молдовы, полагает примар, утратят доступ к этим площадям, на которых находятся их поля, сельхозугодья.

Вопрос о необходимости выполнить условия договора поднимался во время недавнего визита в Кишинев секретаря СНБО Украины. С тем, что условия двустороннего соглашения, ратифицированного парламентом Молдовы, нужно выполнить, согласен молдавский премьер-министр Владимир Филат.

Секретарь СНБО Украины заявила, что Украина снова собирается ввести обязательное декларирование суммы в 50 долларов в день для граждан Молдовы, въезжающих в соседнее государство. Это произойдет, если официальный Кишинев не согласится передать Украине территорию в районе села Паланка.

Участок автодороги «Одесса — Рении» в районе населенного пункта Паланка (Молдова) протяженностью в 7,7 километров был передан в эксплуатацию и под юрисдикцию Украины согласно дополнительному протоколу к Договору между Украиной и Молдовой о государственной границе, подписанному 18 августа 1999 года. Украина настаивает на передаче ей и территории под автодорогой. В соглашении указано, что «переданный участок является собственностью Украины на территории Республики Молдова». Участок дороги является частью автотрассы длиной 310 км, связывающей юго-западную часть Одесской области с остальной частью Украины.

Договор между Украиной и Молдовой о государственной границе подписан 18 августа 1999 года. Подписи под документом поставили Леонид Кучма и Петру Лучински. Территория Паланки должна перейти Украине в ответ на передачу Молдове участка в районе Джурджулешты. Здесь в 1997 году — то есть еще до официальной передачи территории, было начато строительство нефтетерминала, нефтеперерабатывающего завода и порта. Однако через определенный период возник спор между Украиной и Молдовой, поскольку возведение объектов началось, по сути, на украинской территории. Несмотря на сложности и проблемы, возникшие в ходе реализации строительства, Молдова все-таки добилась своего. Джурджулештский порт может принимать суда водоизмещением до 10 тыс. тонн. Нефтетерминал способен переваливать 2 млн. тонн грузов в год. В ближайшие несколько лет планируется строительство сухогрузного и пассажирского терминалов.

Для украинского порта Рени, расположенного всего в нескольких километрах ниже по течению Дуная, запуск молдавского терминала означает, по меньшей мере, потерю значительной части грузопотока, а в худшем варианте полную остановку.

И связано это, в первую очередь, с тем обстоятельством, что большая часть грузов попадают в Рени через территорию Молдовы. И та, естественно, по мере развития собственного порта постарается увести грузопотоки из Рени. Еще докризисное повышение транзитных тарифов Молдовской железной дорогой спровоцировало многомиллионные убытки украинского порта. Что касается джурджулештского нефтекомплекса, он построен всего лишь в трех километрах от Ренийского городского водозабора. Риск попадания в воду нефтепродуктов очень высок и кто поручится, что в один прекрасный день город не останется без воды. И самое главное, молдовский порт находится на узком отрезке дунайского фарватера, скорость течения здесь достигает 4,2 м в секунду. Произойди в порту разлив нефти и буквально через несколько минут пятно окажется на украинской территории, ниже по течению десятки населенных пунктов и международный биосферный заповедник. Боновые заграждения терминала, по мнению украинских экспертов, будут малоэффективны. Представить себе последствия такого загрязнения для региона Нижнего Дуная не сложно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать